Наказание для звезды

Западные актеры должны быть максимально аккуратны в делах и поступках. Иначе их перестают пускать в приличные дома

Для последнего фильма Ларса фон Триера, «Меланхолии», устроят спецпоказ на Московском международном кинофестивале. Сам режиссер, не исключено, тоже приедет в столицу. Если напрячься, можно понять президента фестиваля Никиту Михалкова и программного директора Кирилла Разлогова — до 33-го ММКФ осталось совсем чуть-чуть, а они так и не залучили ни одну звезду экстра-класса. Только команда создателей «Трансформеров-3», открывающих фестиваль, заглянет на михалковский огонек, совместив приятное с полезным.

В других обстоятельствах приезду фон Триера можно было бы только радоваться. Но нужно ли привечать в Москве, столице страны, победившей фашизм, человека, не так давно признавшегося, что он «понимает Гитлера»? Канны на скандальное заявление датчанина отреагировали, объявив его персоной нон-грата, но приз Кирстен Данст, сыгравшей главную роль в «Меланхолии», все же вручили. Осудили условно, переводя на человеческий язык.

Однако в Голливуде после такой выходки фон Триеру делать нечего. Вряд ли его когда-нибудь пригласили бы туда снимать дорогое кино, хотя все его громкие фильмы последних лет не обходились без громких имен с «фабрики грез». Назвав же евреев в Каннах «занозой в заднице», режиссер неосмотрительно задел чувства многих голливудских продюсеров, которые теперь отсоветуют многим актерам связываться с фон Триером.

В Голливуде вообще жестко обходятся с людьми, не умеющими держать язык за зубами. Наглядный пример — Мэл Гибсон. В 2006 году актер позволил себе спьяну антисемитские высказывания. Реакция последовала жесткая. На четыре года Гибсон исчез с радаров, вернувшись лишь в 2010-м с фильмом «Возмездие». Увы, картина с треском провалилась в прокате и не пользовалась успехом на DVD. Мэл погоревал, но недолго. В рукаве у него оказался припасен козырной туз, который должен был позволить ему вернуться в высшую лигу, — фильм «Бобер»...

В 2008 году сценарий картины возглавил составляющийся 250 студийными управляющими список лучших голливудских рукописей, не ушедших в разработку. В режиссерское кресло села Джоди Фостер. Однако в разгар съемок Гибсон разругался с Оксаной Григорьевой, выбил подруге пару зубов, и тогда уже от актера отвернулся весь Голливуд. У Гибсона сорвались несколько крупных проектов, да и судьба «Бобра» долгое время висела на волоске. Лишь поручительство и мольбы Фостер, человека, пользующегося в Голливуде всеобщим уважением, спасли картину. Фильм все-таки вышел в прокат, его даже показали на минувшем Каннском кинофестивале, но в США он шел всего в 168 кинотеатрах (обычно блокбастеры выходят на 3500 площадках), сделал мизерную кассу и скоро будет снят с проката.

Как сложится карьера Мэла дальше? Только в прошлом месяце он заявил о своем желании поучаствовать в паре амбициозных картин в ролях второго плана, но студии не спешат подписывать с неуравновешенным Гибсоном контракт, даже за ничтожные деньги. Репутация дороже.

Студиям в принципе все равно, как ведут себя лицедеи в свободное время и как складывается их личная жизнь. Продюсеры понимают, что звезда, получающая многомиллионные гонорары, отдыхает не так, как клерк со средней зарплатой. Джордж Клуни может позволить себе пару раз в год стать героем светской хроники, главное, чтобы, приходя на шоу Эллен Дедженерес или Дэвида Леттермана, он мог обсудить не только свой новый фильм, но и ситуацию на Ближнем Востоке, борьбу с раком и реформы образования. В общем, звезда должна иметь гражданскую позицию и соблюдать главное правило Голливуда — «не наезжай ни на кого публично». В противном случае кара будет жестокой. Вопреки расхожему мнению карьера Тома Круза пошла на спад не после идиотской выходки на шоу Опры Уинфри, когда он скакал по дивану, признаваясь в любви к Кэти Холмс, а после того, как актер всенародно довольно резко осудил Брук Шилдс за то, что она лечила постродовую депрессию медикаментами, а не витаминами и спортом. Матери Америки не на шутку ополчились на актера и посоветовали ему держать свое мнение при себе, тем более что с материнством он не знаком и не будет.

Но жестче всего, пожалуй, голливудская система обошлась с Исайей Вашингтоном. Бывший летчик ВВС США, патриот, участник нескольких благотворительных организаций, примерный муж — в общем, со всех сторон прекрасный человек, да еще и чернокожий, что в политкорректной Америке немаловажно. В 2007 году он назвал своего партнера по сериалу «Анатомия Грейс», открытого гомосексуалиста Ти Ар Найта, «педиком». Найт это услышал и рассказал всему свету. В итоге Вашингтона с позором выгнали из сериала, сейчас актер работает преимущественно в театре и занимается общественной деятельностью. А это совершенно иной уровень публичности. За прошедшее со скандала время он снялся лишь в одном фильме, который вышел только на DVD.

В России, увы, на самые вопиющие выходки звезд до сих пор смотрят сквозь пальцы. Если в США достаточно одной неудачной фразы, чтобы пустить карьеру под откос, то у нас наоборот — звездный статус спасает от наказания даже за рукоприкладство. В прошлом году Филипп Киркоров избил девушку, несколько лет назад Никита Михалков зарядил ногой в голову пареньку, которого держали его охранники. Однако скандалы на их карьерах никак не отразились. Певец сейчас как никогда часто мелькает в телевизоре, а режиссеру общество если что и припоминает, так только политическую позицию или использование мигалок.

Налицо кардинально противоположный подход к понятию «звезда» в России и США. В Голливуде звезде не возбраняются человеческие слабости, но в то же время она несет социальную ответственность и ее действия и слова ограничены негласными нормами. У нас же звездный статус — это возможность пренебречь моралью. Поэтому фон Триер для наших киношников — вполне желанный гость. Хотя, по-хорошему, в стране, победившей фашизм, датчанину после его выходки в Каннах делать нечего. Может, стоит начать меряться с Голливудом не только спецэффектами и бюджетами?