Главная Культура 14:44 07 Мая 2019 1513
«Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»

На ярославском фестивале Юрия Башмета состоялась премьера музыкальной версии блоковской поэмы «Двенадцать»

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва
Надеж Роша и Юрий Башмет на сцене Ярославской филармонии. А с Надеж - ее удивительная расписная виолончель «Экс-Ватикан Страдивари». Фото автора

В городе на Волге с 1 по 9 мая проходит XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Это один из крупнейших артистических смотров России, привлекающий лучших музыкантов планеты. Корреспонденту «Труда» удалось посетить лишь два дня праздника, но и они вместили достаточно, от экзотических трактовок классических шедевров до мировой премьеры крупного сочинения, специально написанного к фестивалю.

Ярославский фестиваль – это десятки концертов в самом областном центре и еще семи городах – Рыбинске, Гавриловом Яме, Тутаеве, Мышкине, Данилове… Среди площадок – и такая знаменитая, как Театр имени Волкова («Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского в исполнении Константина Хабенского, Ольги Литвиновой и других артистов). Но все же основная масса событий традиционно проходит в зале филармонии имени Собинова. Не стали исключением и те два концертных вечера, о которых хочу рассказать.

Один из них можно отнести к той самой музыкальной экзотике. Имею в виду программу квинтета из испанского города Памплоны Spanish Brass, который со своими медными духовыми инструментами отважился на исполнение самых серьезных партитур. Например – такой пьесы нешуточной сложности, как увертюра к опере «Сила судьбы» Верди. Да, начинается она и в оригинальной версии с унисона оркестровой меди. Но дальше – проникновеннейшая мелодия флейт, гобоев и кларнетов. Которую, оказывается, прекрасно может сыграть труба. Или струнные «вихри», с которыми не менее успешно справляются валторна и тромбон.

Пятеро участников ансамбля Spanish Brass способны сыграть симфоническую партитуру любой сложности

А какую резвость демонстрирует самый, казалось, неповоротливый инструмент в мире – туба, например, в следующем номере программы – переложении фортепианной пьесы Исаака Альбениса «Астурия», дважды принимая на себя стремительную главную тему!

Особенно подкупило, что испанцы отыскали в море духовой музыки ПЕРВЫЙ в мире опус для брасс-квинтета, и им оказалось сочинение русского композитора Виктора Эвальда – участника так называемого Беляевского кружка, творчески-дружеского объединения вокруг мецената и издателя Митрофана Беляева, куда входили Римский-Корсаков, Глазунов, Черепнин и другие известные музыканты начала ХХ века. А еще Виктор Владимирович был видным ученым-инженером, основателем науки о строительном материаловедении. Каково? Уже за одно это напоминание о достойнейшем соотечественнике можно простить гостям небольшой процент смазанных нот – зато как зажигательно было второе отделение, в том числе эксцентричный «Королевский марш» из «Истории солдата» Стравинского и обработки популярных джазовых тем!

Но все же главные впечатления доставил самый первый вечер фестиваля. В нем и экзотики хватило, и изумительных образцов виртуозности, и «безумства храбрых» авторов, которому, правда, не всегда хотелось «петь песню».

К области экзотики, она же феноменальная виртуозность, я бы отнес исполнение одним из лучших трубачей мира Сергеем Накаряковым и оркестром Башмета «Новая Россия» Вариаций на тему рококо Чайковского. Произведение это, как известно, написано для виолончели и, сочетая высшую сложность с изяществом и красотой, входит в обязательную программу большинства виолончельных конкурсов мира. Но духовику в нем приходится преодолевать неизмеримо больше трудностей, чем струннику, ведь духовую технику Петр Ильич, понятно, никак не учитывал. Сумасшедшие скачкИ, лихие арпеджио – как их сыграть, допустим, на флюгельгорне (родственнике трубы), где все главное дается не столько беглостью пальцев, сколько нано-чуткостью губ? Оказывается – можно, если ты – Накаряков. А каким прекрасным, матовым, ласкающим слух звуком пел его инструмент в лирических третьей и седьмой вариациях! Ну а такой легкости полета пассажей, как в последней, восьмой вариации, и не всякий виолончелист достигнет. Я даже не успевал заметить, где Сергей берет дыхание – словно оно у него бесконечное.

Впрочем, и любителям прекрасного виолончельного звука нашлось чем порадовать слух. Говорю о знакомстве с молодой, притом уже востребованной на главных концертных площадках планеты исполнительницей Надеж Роша из Швейцарии, сыгравшей чудесный, романтически-проникновенный Первый концерт Сен-Санса . Секрет успеха гостьи – еще и в особом, если можно так сказать, взаимопонимании с инструментом. А инструмент у нее поистине удивительный: это виолончель «Экс-Ватикан Страдивари», как следует из имени, некогда бывшая в папской коллекции и прошедшая через руки Антонио Страдивари, но не он ее единственный изготовитель. Сперва это была виола да гамба, и сделал ее около 1630 году учитель Страдивари Никколо Амати, лишь потом, в 1703 году его великий ученик переделал старый инструмент с нежным голосом в гораздо более звучный, соответствующий требованиям новой музыкальной эпохи. И совсем уж редкая особенность – в XIX веке французский мастер Жорж Шано украсил эту виолончель росписью, изображающей ангелочков, музицирующих на арфе и бубне.

Было в концерте и еще одно классическое произведение, но до того расскажу о блоке современных сочинений, которые в стартовой программе фестиваля заняли едва ли не час времени. Оба, кстати, написаны по заказу фестивалей Башмета, только первое из них, «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, предназначалось не для ярославского, а для сочинского смотра, где в 2018 году прошла его премьера. Александр Владимирович мудро избежал конкуренции с великим предшественником Александром Бородиным, создавшим на тот же сюжет оперу «Князь Игорь» – у него получилось нечто вроде мелодекламации с музыкальными картинами, где наряду с симфоническим оркестром задействованы инструменты народного коллектива (оркестра «Россия» имени Людмилы Зыкиной), а словесному тексту (актер Михаил Ефремов) придан контрапункт в виде солирующего альта Юрия Башмета. Решение естественное, хотя, показалось, не свободное от внешней иллюстративности.

По совсем рискованному пути пошел ученик Александра Чайковского Алексей Сюмак – он представил кантату «Двенадцать» на стихи Блока, мировая премьера которой и состоялась сейчас в Ярославле. Конечно, история музыки знает и другие примеры рискованных замыслов – тот же «Евгений Онегин» Чайковского, но даже величайший русский музыкальный гений отважился взять только одну, лирическую линию пушкинского романа. Сюмак взял поэму Блока, как она есть. Однако риск не только в этом. Шесть десятилетии назад к «Двенадцати» уже обращался достаточно авторитетный композитор, ленинградец Вадим Салманов, но его оратория, будучи серьезной академической работой, все же не закрепилась в репертуаре. У блоковских стихов есть одно прекрасное, но крайне опасное для композитора свойство: они богаты своей внутренней музыкальной полифонией – тут и отголоски частушек, и разбойничья протяжная, и жестокий романс, а главное – марш в огромном спектре разновидностей. Пойти за этими жанровыми «подсказками» – почти наверняка скатиться в иллюстративность, а противопоставить им свою интонацию – значит с той же вероятностью разрушить поэтическое здание…

Сюмак избирает второй путь. И вот уже чеканное начало «Черный вечер./ Белый снег./ Ветер, ветер!» оборачивается суматошным метанием коротких мотивов. Рубленый текст «Гуляет ветер, порхает снег./ Идут двенадцать человек» тонет в аморфной сонористике. Железный приговор «Мертва, мертва»! превращается чуть ли не в стенания Германа над трупом Графини... Впрочем, часто композитор и не скрывает того, что лучше Блока музыки не придумаешь, и тогда его оркестр просто застывает на одной ноте, а певцы (Екатерина Щербаченко и Ярослав Абаимов) переходят на обыкновенную декламацию. И ты по крайней мере не испытываешь шока от ритмической ломки блоковского текста.

Но все же достойное музыкальное решение задачи возможно. В самом последнем разделе композитор нащупывает способы и распеть стихотворные строки, и сохранить нерв шага, и погрузить его в звуковую атмосферу вьюги. Если б все сочинение удалось выдержать на таком уровне…

Закончили же программу, на первый взгляд, неожиданно – Фортепианным концертом Грига, с другой стороны – для публики это был желанный отдых ушам, вроде десерта после тяжелого основного блюда, ну и корейский пианист Ким Сун Вук не подкачал. Энергичная овация в двенадцатом часу ночи стала тому убедительным подтверждением.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9430
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7133
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?