Главная Культура 01:01 07 Февраля 2020 1796
Снайпер навсегда

Диана Арбенина - о роке, песнях, гаджетах и детях

Александр Беляев
Диана Арбенина. Фото: © Komsomolskaya Pravda globallookpress.com

«Ночные Снайперы» возникли будто из ниоткуда в середине 90-х. С тех пор прошло более четверти века, андеграундный статус давно отменен, а «Cнайперы» под предводительством Дианы Арбениной выпускают все новые и новые песни, которые слушают и которым подпевают. Секрет популярности один: Арбенина — глубокий поэт, философ и собеседник, а к настоящему люди тянутся всегда: иногда — толпами, иногда — группками или поодиночке. В преддверии большого московского концерта группы мы решили выяснить у Дианы, есть ли на свете женский рок и если есть, то что это такое.

-Первые альбомы «Снайперов» выходили еще на кассетах, сейчас же любые носители — экзотика. Интернет изменил музыку или рынок?

— Во-первых, носители до сих пор вполне присутствуют в нашей жизни — и диски, и даже кассеты. Интернет — да, удобен, я сама — пользователь iTunes: там легко искать. Но неслучайно к нам вернулся винил. У меня хорошая вертушка, я часто покупаю пластинки — разумеется, речь о настоящих, а не таких, где просто CD перегнали в ретроформат... Короче, всему должно быть место. Я, кстати, с монитора не читаю — покупаю бумажные книги. Притом что, активно гастролируя, экономлю каждый грамм в чемодане, но место двум-трем книгам находится обязательно.

— В 90-е «Ночных Снайперов» относили к «женскому року». Вы там и остались?

— Не люблю теорий. Я просто пишу песни, они складываются в альбомы. Пишу много, альбомы выходят часто, паузы — пару лет, и такой темп мне по душе. Когда выхожу на сцену, должна понимать, что хочу сказать. А как это называется, что за жанр — не так уж важно... Тогда, в 90-х, действительно появилось много классных девчонок — интересных, самобытных. Ну а сейчас точно нет ни женского рока, ни мужского — есть отдельные крепкие имена. Хотя в юности мне хотелось, чтобы было братство поющих и играющих независимую музыку. Но за 26 лет ничего подобного мне так и не встретилось.

— О вас прямо с любовью отзывается Юрий Башмет. Насколько ваше музыкальное образование и опыт помогают играть с классическим музыкантом?

— С Башметом встреча не была случайной. Я долго отказывалась от проектов с симфоническими оркестрами — после «Би-2», которые первыми у нас начали играть «симфонические» турне, это быстро стало конъюнктурой. Но как-то организаторы очередного «Нашествия» предложили мне оркестр, и я, чтобы от меня отстали, сказала: «Если оркестр, то только Юрия Абрамовича Башмета!». И мы познакомились, правда, гораздо позднее! Мне нужен был именно рок-н-ролльный дирижер, а у нас в стране это, конечно же, он, Башмет. Потом мы с ним сыграли много концертов, получалось классно, но всякий раз это напоминало хождение по хрупкому льду. Музыкантов много, а Башмет такой тонкий... Очень велика ответственность. Но мы с ним дружим по сей день, и, уверена, сотрудничество не закончилось.

— То есть грядут новые кроссовер-проекты?

— Я никогда ничего не планирую: живу спонтанно, ярко, эмоциями. Мы, «Ночные Снайперы», конечно, часть рынка, как и любая востребованная группа, но не его заложники. У меня достаточно свободы, чтобы делать то, что захочу и когда захочу.

— Ваши дети успешно занимаются музыкой. Вы их видите в будущем на сцене?

— Они ходят в музыкальную школу, как миллионы других детей. Слух есть, но никаких сверхъестественных способностей пока не наблюдаю. И упаси меня бог тащить их волоком куда-то и делать на ровном месте династию. Мне вообще бы не хотелось, чтобы мои дети стали музыкантами. Лучше Тема пусть будет хирургом, а Марта — киношником. Но не режиссером или актрисой, а, скажем, оператором. Но, конечно, решать им самим. А базовое музыкальное образование никакому ребенку не помешает.

— Говорят, если не «подсадить» ребенка на классику, он ее потом для себя уже не откроет...

— Да не надо ребенка ни на что подсаживать! Разве что на неравнодушное отношение к жизни, к тому, что его окружает. Когда меня принесли из роддома, родители включили «Времена года» Чайковского. И все детство меня потом пичкали Чайковским — в результате привили стойкое отвращение к классической музыке. Музыкальную школу я окончила, извините, с красным дипломом, но отвращение это не проходило много лет. К классике я повернулась лет в 30. А к рок-музыке — в 12-13. И все равно я очень благодарна родителям за то, что они мне, младенцу, включили тогда Чайковского. Ведь музыку стоит знать разную. Просто потом, развивая ребенка, желательно следить, чтобы в уши ему не вливалась помойка.

— Скоро выходит ваша авторизованная биография. А почему вы не стали писать ее сами?

— Упаси меня господи в 45 лет писать свою биографию! Когда не сделала и половины того, чего хочу. Вот лет этак в 75 можно и попробовать — если еще захочется писать и будет про что. А так все эти годы я пишу песни, в которых мысль и мелодия бегут впереди всего остального. Но их слияние с собственной же мыслью, мне кажется, важно для любого артиста. Всегда ловила себя на ощущении, что Григорий Лепс или Валерий Меладзе сами пишут себе песни. Просто не понимаю, как можно так убедительно петь чужое.

— Как вы, артистка (подчеркиваю это слово!), относитесь к нынешней моде на феминитивы?

— Если говорить про «школьницу» или «учительницу», то это часть русского языка. Нормально отношусь. «Поэтесса», «музыкантша» — вообще не звучит, вызывает отвращение. Возвращаясь к вопросу о женском роке: в музыке в сухом остатке пол неважен. Никому не придет в голову педалировать: «Эдит Пиаф — это же женщина!» Ну женщина. Но она покруче многих мужчин, в том числе своих же авторов. Они не смогли спеть то, что сами пишут, а она спела! И Жанна Агузарова — не музыкантша, она — планета. И Дженис Джоплин тоже никакая вам не рокерша... Когда нечего сказать про группу, кроме того что там не фронтмен, а фронтвумен, то, возможно, девочкам имеет смысл найти другое занятие. Например, выйти замуж. Кстати, семья — это очень важно, гораздо важнее, чем рок-музыка. Говорю это абсолютно серьезно.

— Вот если послушать некоторых певиц, то создается ощущение, что Россия — страна, населенная обиженными девочками...

— Обиженные мне не близки, я их всегда побаивалась, поскольку они агрессивны. Вообще недолюбленность провоцирует жестокость. Я ограждаю себя от такого: не смотрю в кино чернуху, не смакую плохие новости. Живу, конечно, не в раю и не во внутренней эмиграции, просто от меня все подобное отлетает, как от машины капли дождя. Но тут важны оттенки. Поющая женщина, если она поет, а не произносит слова надутыми губищами, всегда несет грусть. Пиаф грустная. В Земфире для меня много грусти и одиночества. Это примеры людей умных, думающих.

Вот и мне хотелось бы до конца дней оставаться человеком думающим, неравнодушным, оголенным, вспыльчивым, ранимым, нервным. И краснеть от скромности до седых волос. Оставаться ребенком, но не инфантилом. Если человек на сцене поет об этом — об этом живет, я бы сказала, — меня это более чем устраивает. А вообще-то Россия всегда была страной думающей, но веселой, даже разухабистой. А мы — дети ее. Не будьте обиженными — будьте благодарными, и тогда у вас будет не бревно на спине, а два крыла. И смотреть вы будете не на грязь, а в небо.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5053
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4298
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...