Главная Культура 04:43 06 Июля 2012 3192
Фарзана Халилова: Цирк был, есть и будет!
Директор цирка на Вернадского рассказала о своем видении судьбы циркового искусства в России
Сергей Поляков

В конце июня состоялся конкурс, объявленный Министерством культуры, на замещение должности генерального директора государственной цирковой компании «Росгосцирк». В конкурсе приняли участие восемь претендентов. Среди них были такие известные и неожиданные персоны, как создатель культовой группы «Ласковый май» Андрей Разин. Однако комиссия министерства не определила победителя конкурса и отложила решение этого вопроса.

С одним из конкурсантов, директором Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, заслуженным работником культуры России Фарзаной Халиловой встретился наш корреспондент.

— Фарзана Рахимовна, менее года назад вы возглавили Большой Московский цирк. Что побудило вас принять участие в конкурсе на должность генерального директора Росгосцирка? Следующий карьерный шаг?

— Дело не в карьерной лестнице. Большой Московский цирк, с которым я связываю свою дальнейшую судьбу, самостоятельное предприятие, не входящее в систему Росгосцирка. Это самый большой и успешный цирк страны как в творческом, так и в экономическом отношении.

Сегодня мы реализуем несколько новаторских международных проектов, которые требуют полной самоотдачи. Более того, у нас не существует таких проблем Росгосцирка, как убыточность компании, забюрокрачивание системы управления, резкое снижение творческого уровня номеров и, как следствие, потеря зрительского интереса, которые и вынудили Министерство культуры объявить конкурс.

— Тогда ради спортивного интереса?

— Как это ни громко звучит — ради российского циркового искусства и для того, чтобы быть услышанной на том уровне, где действительно принимаются кардинальные решения.

В апреле правительством России была принята Концепция развития циркового дела в России до 2020 года. Но концепция — это постановка задач и определение целей, а вот пути ее реализации могут быть самыми разными. Участникам конкурса было предложено представить свои программы деятельности компании «Росгосцирк» по более эффективному осуществлению утвержденной концепции. Работая более 30 лет в системе государственных цирков, я как экономист и директор Тюменского цирка много изучала и анализировала ситуацию изнутри, и у меня сформировалось свое видение и понимание того, как возродить былое величие отечественного циркового искусства. Именно поэтому, когда был объявлен конкурс, я посчитала, что самый короткий путь и действенный способ ознакомить со своей стратегией развития цирков руководство Министерства культуры — это принять в нем участие. В результате получился большой серьезный документ на 47 страницах.

— Почему же ваша стратегия не победила?

— Я полагаю, что победитель не был выявлен по нескольким причинам. Во-первых, принятие комиссией решения в отсутствие на обсуждении нового министра культуры было бы определенным нарушением этики. Ведь это ему бы пришлось ближайшие пять лет активно работать с новым генеральным Росгосцирка. А во-вторых, я думаю, что комиссия просто физически не успела детально ознакомиться со всеми программами конкурсантов, предложенными на конкурс, в том числе и моей. Поэтому и была взята техническая пауза.

— Объясните, зачем вам, директору самостоятельного успешного цирка, заботиться о благополучии конкурентной компании?

— Я не буду говорить банальностей о пользе конкуренции, да и дело совсем в другом. В советский период была создана уникальная, самая большая система цирковых предприятий. Во всем мире нас с уважением называли цирковой империей. Советский цирк был такой же гордостью и визитной карточкой страны на международной арене, как русский балет и Гагарин.

Спектакли нашего цирка проходили с оглушительным успехом и аншлагами по всем аренам мира. Советское цирковое искусство при поддержке государства достигло недосягаемых в мире высот. Наш цирк безоговорочно был признан лучшим в мире. Последующая перестройка быстро разрушила отлаженную как часы систему, переведя цирк из поставщика валюты в близкое к балагану состояние. Невозможно управлять компанией в новых экономических условиях, используя приемы, оставшиеся еще от социалистической системы. А цирк — это сложнейшее предприятие, включающее в себя такие разноплановые аспекты, как обеспечение гастрольного образа жизни артистов, обучение детей, медицинское обслуживание, кормление и транспортировка животных, в том числе и экзотических, и это при перепадах температуры от плюс до минус сорока градусов. И при решении всех этих технических задач надо помнить о главном — о творчестве, без которого сама система бессмысленна.

Восстановление творческого потенциала российского цирка автоматически вернет былую популярность нашего искусства как среди отечественного зрителя, так и на мировой арене. А если интерес к цирку повысится по всей стране, естественно, от этого выиграет и Большой Московский, ведь все мы живем, работаем и творим в едином культурном пространстве — пространстве российского цирка.

— В чем же вы видите выход из такого затруднительного положения?

— В первую очередь в потенциале и административном ресурсе нового министра культуры. Если государственный служащий такого уровня с полной ответственностью говорит: «Главный мой приоритет — помогать отрасли: людям, театрам, музеям, библиотекам. Я помощник:» — это вселяет уверенность в скором наступлении положительных перемен. Очень надеюсь, что в сферу этих перемен будет включено и цирковое искусство.

— Какие меры вы бы определили как первоочередные?

— В цирке нет независимых зон, все взаимосвязано и должно работать на творческий процесс. Но творческий процесс не должен носить хаотический или случайный характер.

Высшая форма профессионализма — в четкой организации процесса. Поэтому в своей программе я выступаю за введение стандартов работы, которые должны помогать искусству успешно развиваться, но при этом укреплять и поддерживать экономику. Сегодня нам нужен не сильный, а мощный финансовый менеджмент, соединенный с профессионалами рекламы и общественных связей. Не хочу, но приходится говорить о высочайшем уровне этой работы в известной канадской цирковой фабрике. Нам надо срочно переучиваться. Пока мы говорим о восстановлении былых позиций у себя в стране, они успешно работают во всем мире. Творчество — вершина процесса, но без его профессиональной продажи и приумножения получаемых от нее средств все замечательные концепции и планы останутся прожектерством. Главное в очередной перестроечной эйфории — не заболтать, а последовательно контролировать реализацию подписанных и утвержденных документов. При неспособности администраторов и чиновников так работать — увольнять, не переводя в соседний кабинет. Эта жесткая, но необходимая позиция недавно прозвучала из уст премьера правительства РФ Дмитрия Медведева.

— А возможно поручить шефство над Росгосцирком какому-либо спонсору — например, как «Газпрому» над хоккеем?

— Цирк более социально ориентирован, чем профессиональный спорт, а значит, менее прибылен. Но возможность такого хода нельзя исключать. Особенно с учетом уровня доходности международных гастролей, которые влияют на имидж страны ничуть не меньше.

— Фарзана Рахимовна, как скоро, на ваш взгляд, произойдет, и произойдет ли, возрождение отечественного цирка?

— В своих предложениях я с реальными цифрами и экономическими выкладками убедительно доказываю, что реализация моих наработок по созданию прозрачной схемы финансовых отношений для всех цирков страны, справедливое и рациональное перераспределение средств между всеми участниками процесса уже в течение двух-трех лет позволят выйти на уровень самоокупаемости с параллельным снижением объемов государственного финансирования. И как следующий шаг — получение прибыли и начало ощутимых отчислений, в том числе и валютных, в госбюджет.

А это, в свою очередь, позволит обеспечить максимальную свободу фантазии и творчества нашим артистам, достойную жизнь и широкую известность по реальным заслугам и вернет на всемирно признанные позиции авторитет российского циркового искусства — важнейшей составляющей отечественной культуры.

Впереди большая, сложная и многотрудная работа, но всегда надо помнить, что цирк был, есть и будет!

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9430
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7133
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?