Нынешняя экзаменационная страда в российских школах, едва начавшись, обернулась невиданными скандалами. Появившиеся в Сети подсказки практически лишают экзамены легитимности. Поговаривают, что «слив» ЕГЭ нужен школам: каждая хочет продемонстрировать высокий уровень подготовки подопечных. Это на руку и местным властям, и самим школярам, не привыкшим «заморачиваться»... Так что же со всем этим делать? «Труд» обратился за советом к видным экспертам.
Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель»:
– Происходящие скандалы с результатами экзаменов дают множество козырей противникам ЕГЭ. Проблему неизбежных для постиндустриального общества утечек информации могла бы решить децентрализация ЕГЭ. Так, можно в части школ его сохранить, а где-то вернуться к индивидуальному устному или письменному контролю. Или сохранить ЕГЭ, но все задания разбросать по школам в вариантах.
А те, кто публикует ответы раньше срока, должны нести наказание. Если информацию «слил» кто-то из сферы образования – пусть отвечает за коррупцию. Вряд ли по доброте душевной он пошел на фактический срыв экзаменов. Если же сам школьник выложил готовые ответы, его можно проэкзаменовать в индивидуальном порядке по иной системе. Не хотелось бы, чтобы крайними оказались несколько учителей, не способных обеспечить чистоту отдельного экзамена. Стрелочников бить не надо: бейте по штабам! Кстати, напомню: именно государство не смогло обеспечить должный контроль. С группами по ЕГЭ в соцсетях боролись общественники.
Сейчас в преподавательской среде идет сбор подписей в послании к министру Ливанову: требуем от чиновников навести наконец порядок в образовании! Виновных нужно наказать, а дискуссия о пересмотре ситуации с ЕГЭ должна быть открыта.
Павел Пожигайло, председатель комиссии ОП по культуре:
– Если хакеры вскрывают сайты Пентагона, то о какой защищенности цифровой информации в век компьютеров может идти речь? Есть, конечно, выход: вернуться к сдаче экзамена «лицом к лицу». Но спешить ни к чему – давайте сперва взвесим все плюсы и минусы ЕГЭ. Обсудим вопрос с позиций качества образования.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
– При нынешней технике рассчитывать на защищенность информации бесполезно. Однако все происходящее не повод отвергать ЕГЭ. Суть в другом: наше общество ополчилось против собственного будущего. Кто-то публикует ответы, все дружно списывают... Равнодушие и безответственность проявляют государство, учителя, родители и сами дети. Может выручить только жесткая позиция профессионалов.
На телефоне Евгений Акатов.