- Какое, по вашему мнению, влияние оказал кризис на рынок труда?
- За последние "тучные" годы у нас на рынке труда сформировались два больших пузыря неэффективной занятости. Это офисные и административные работники. Если у компании очень высокая рентабельность, то можно раздувать штат, например, из соображений престижности. Так было до недавнего времени, но сейчас оказалось, что 100% рентабельности больше никогда не будет. Мировая конкуренция обостряется из-за кризиса. Сейчас придется бороться за рентабельность в 2%.
Производительность труда в типовом российском банке в четыре раза ниже, чем в типовом голландском банке, по данным консалтинговой фирмы McKinsey. И в первую очередь начал сдуваться пузырь банковской сферы. На рынок труда выбросило около миллиона молодых людей (до 35 лет), зачастую с плохим или фиктивным высшим образованием. Они ничего не умеют, у них куча обязательств - кредиты и семьи, а также высокие статусные запросы. Но пока они не хотят разгружать вагоны.
- Какая у нас была доля неэффективных сотрудников?
- Сейчас в нашей стране не более 30% эффективных работников на всем рынке труда. Эффективность - это значит, что человек отрабатывает максимум в рамках своих служебных обязанностей и получает за это высокую зарплату, потому что произведенный им товар или услуга находят устойчивый спрос. Это характерно для филиалов западных или наиболее продвинутых отечественных компаний, которые переняли их стандарты управления.
- А какой второй пузырь?
- Советские рабочие места. Они устарели и морально, и физически. Например, моногорода. В большинстве случаев это поставленный в чистом поле советский завод с устаревшим на данный момент оборудованием. Во времена нефтяного изобилия им доставались какие-то крохи. В основном на них работают люди предпенсионного возраста, и, надо сказать, хорошо работают. Их 1,5-2 миллиона. Проблема в том, что заводское оборудование объективно неконкурентоспособно. При этом работодатель держится за них - ведь молодых кадров нет. Если их сейчас уволить, то через два года никого на эти места не найти: работники либо переквалифицируются, либо сопьются. Однако наш ТЭК резко снижает рентабельность, и этим заводам уже никогда ничего не достанется.
- Но ведь регионы сдерживают рост безработицы.
- Да, губернаторам невыгодно, чтобы был высокий уровень безработицы. Они считают, что их за это снимут с должности. Поэтому они просят предприятия предоставить работникам отпуск или перевести их на неполный рабочий день. Но у работодателя рано или поздно кончаются деньги даже для этого, поэтому увольнять людей все равно придется.
- Что будут делать все эти люди?
- Конечно, их нельзя просто оставить на улице. Это поле деятельности для государства. Заводы будут прекращать работать по объективным причинам, и работодатели вынуждены будут увольнять сотрудников. Единственного решения проблемы для всех этих людей нет. Методов много. Часть людей сможет прокормиться за счет огорода. Это особенно актуально для маленьких городов, поселков и деревень. Этим сейчас и перебиваются несколько миллионов человек у нас в стране. Если человек не нашел работу по специальности и вообще любую работу, он может обратиться в государственный центр занятости. Там ему могут предложить несколько вакансий. В большинстве случаев эта работа будет ниже по статусу, чем предыдущая. Если он не согласится, ему предложат либо переобучение, либо помощь в организации собственного бизнеса, либо общественные работы, либо переезд.
- А насколько эффективны эти меры?
- Мировой опыт показал, что активные программы занятости - переобучение, общественные работы и помощь в создании собственного дела - не очень эффективны. Однако они необходимы в психологическом и политическом смысле. Люди должны видеть, что ими занимаются.
При обсуждении общественных работ много говорят про Великую депрессию, когда при Рузвельте строили дороги. Но там была совершенно иная ситуация. Дороги строили люди, которым нужна была тарелка супа. Работали они, кстати, некачественно. Кроме того, сейчас строительство дороги - это высокотехнологичный процесс, где требуется достаточно квалифицированный труд. Поэтому общественные работы имеют смысл в виде благоустройства территории или работы санитарами в больницах. Вообще в каждом регионе сочетание этих методов должно быть индивидуальным. В промышленном центре одно, а в наукограде - другой комплекс методов. Нечто вроде калейдоскопа или пазла. В таком случае давайте соберем подобный пазл, скажем, для Челябинской области. Она очень сильно пострадала от кризиса.
Рисую такую картину. Особенности области - это металлургия и угольная промышленность, а также связанное с ними машиностроение. Мы имеем в области в разы увеличившуюся безработицу. Там лопнувший пузырь второго типа - квалифицированные рабочие и инженеры, работавшие в реальном секторе. Я считаю, что там нужно развивать малый бизнес. Почему? Большое население, несколько миллионов человек, достаточно плотное, особенно в районе Челябинска и Магнитогорска. Можно было бы давать людям возможность организовывать свой бизнес и в этих городах, и в зонах, примыкающих к ним. Любой бизнес - ремонт бытовой техники, обуви, одежды, слесарные мастерские. В области много людей, которые хорошо могут работать руками. А это в условиях кризиса востребовано - все экономят. Сфера бытового обслуживания может поглотить большое количество людей.
Кроме того, общественные работы могут быть очень полезны. Все эти промышленные города не очень благоустроены. Их можно привести в порядок: почистить, помыть, посадить деревья.
Еще один способ - досрочная отправка на пенсию. Если человеку до пенсии осталось менее двух лет и его сократили, а в центре занятости ему не предложили подходящей работы, то он может потребовать пенсию. Полезным будет вахтовый метод работы. Предприятий в области много, и не все стоят - рабочих на некоторых из них не хватает.
- Сейчас много разговоров идет о привлечении безработных к строительству государственного жилья.
- Да, об этом речь идет. Это тоже вариант для жителей больших городов. Важный вопрос: кто будет давать деньги на это строительство? Если это будет делать государство, то большое количество денег съест коррупция, поэтому вкладывать деньги должен частный инвестор. Государство должно этому поспособствовать - налоговыми льготами и субсидиями.
Резюме
Евгений Гонтмахер
руководитель центра социальной политики Института экономики РАН
Родился 6 июля 1953 года во Львове.
Образование: окончил географический факультет МГУ, доктор экономических наук.
Предыдущие места работы: начальник департамента социального развития аппарата правительства РФ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.