Вчера в 65-й раз открылся Берлинский международный кинофестиваль. Один из трех главных кинематографических смотров мира, он отличается традиционным интересом к фильмам Восточной Европы. А в этом году российское участие на нем особенно представительно, от главного конкурса до молодежных программ. За ходом смотра следит наш специальный корреспондент.
Берлинале-2015 обещает мощный парад звезд, дебютантов, а также чудесное (по жанрам, стилям и бюджетам фильмов) разнообразие программ. Открылся фестиваль фильмом «Никому не нужна ночь» испанки Изабель Койшет, любимицы Канн. За героя Гэбриэля Бирна, фаворита Джармуша и братьев Коэн, исследователя Арктики, бьются с отчаянной страстью в ледяных пейзажах Гренландии две женщины. На одну из этих ролей выбрана Жюльет Бинош.
Вернер Херцог представит «Королеву пустыни» — биографию британской писательницы, путешественницы Гертруды Белл, познававшей Ближний Восток вдоль и поперек с неукротимой дотошностью. Николь Кидман здесь наконец-то удостоилась героической роли вблизи самого Лоуренса Аравийского (Роберт Паттинсон), а зрителей наверняка ждут грандиозные, под стать Херцогу, съемки экзотической натуры.
Иранец Джафар Панахи, отбывающий домашний арест, получивший запрет на съемки, но успевший в этом положении снять уже третий фильм, прислал на конкурс картину «Такси», сюжет которой покрыт пока мраком неизвестности. В 2013 году его фильм «Закрытый занавес» получил в Берлине приз за сценарий. Один из самых загадочных на свете режиссеров Терренс Малик, прежде снимавший слишком редко, вдруг изменил темпоритм работы, а может, и жизни. «Рыцарь кубков», где имеет место парад актерских планет (Кристиан Бейл, Кейт Бланшетт, Натали Портман, Бен Кингсли, Антонио Бандерас), уведет публику на Восток, в приключенческий мир персонажей, связанных с происками одной из карт Таро.
В «Дневнике горничной» Бенуа Жако, экранизации привлекательного для режиссеров (Жана Ренуара, Луиса Бунюэля) романа Октава Мирбо, блеснет Леа Сейду, покорившая не только киноманов в «Жизни Адель». Полька Малгожата Шумовска, склонная эпатировать зрителей рискованными сюжетами, энергично завоевывает международную фестивальную арену. Ее «Тело» расскажет о папе с дочкой и о враче этой барышни, исхудавшей и измученной анорексией после гибели своей матери. Можно не сомневаться, что режиссер приведет публику в состояние повышенного возбуждения.
Известный чилийский режиссер Пабло Лораин, воспитанный в католической школе, прославившийся хитом «Нет» о народном референдуме по поводу срока правления Пиночета, на сей раз снял «Клуб» о жизни католических священников, далеких, мягко говоря, от святости.
Так называемая румынская волна, прибившаяся в последние годы к мировым фестивальным берегам, все еще не схлынула. Фильм «Браво!» Раду Жуде ожидается с опаской, связанной с затянувшейся модой на кинематограф этой страны. И — с надеждой, потому что этот режиссер ассистировал самому Коста-Гаврасу и изумительному румынскому автору Кристи Пую.
Вим Вендерс после удачных документальных картин вернулся к игровому кино и сподобился снять мелодраму «Все будет хорошо», где Джеймс Франко сыграл писателя, чей бестселлер основан на страшном эпизоде его биографии. Один из самых тонких немецких режиссеров Андреас Дрезен, выросший в ГДР, предстанет в конкурсе с картиной «Когда мы мечтали» (по роману Клеменса Мейера). История дружбы, разочарований, непредсказуемых действий в эпоху падения стены и воссоединения страны обещает тем, кто ценит Дрезена, быть нежной и горестной. Едва ли не самым громким событием Берлинале видится фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато» о путешествии нашего гения в Мексику с бесстрашными подробностями биографии Сергея Михайловича, не говоря уже о радикальных киноприемах.
Большая удача: фильм Алексея Германа младшего «Под электрическими облаками» попал в сильнейший основной конкурс. Шесть историй о разных героях предъявляют разные миры, разный возраст, социальное положение людей текущего времени. Да и вообще «русский след» на Берлинале-2015 на редкость внушительный.
«14+» Андрея Зайцева — жесткий, с оглядкой на Шекспира, рассказ о влюбленных из враждующих спальных районов мегаполиса. «Чайки» Эллы Манжеевой (престижная программа «Форум») — экзистенциальная драма в пространстве Калмыкии. «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой — рассказ о наших тридцатилетних современниках, вполне успешных, однако чувствующих внутреннюю пустоту.
Что ж, об успехах и прочем будем докладывать.