Удивительным назвал результат работы столичных педагогов глава департамента образования Москвы Исаак Калина.
На днях в департаменте подводили итоги работы московских школ за последнее время. Цифры поразили многих. По сравнению с 2010 годом произошел заметный рост почти по всем показателям. К примеру, почти в два раза выросло число победителей всероссийских олимпиад и в полтора раза — количество школ, подготовивших призеров. Если четыре года назад при сдаче ЕГЭ по трем предметам только половина выпускников набирали больше 190 баллов (нижний порог, с которого вузы начинают массово принимать заявки), то теперь — три четверти. В два раза за год выросло число учреждений, входящих в топ-25 школ страны, — с 7 до 13, на несколько десятков увеличили свое представительство столичные школы в рейтинге топ-500. Важный показатель отметили правоохранительные органы: в два с лишним раза за четыре года снизилась преступность среди школьников. «Дети при деле — вот и результат», — считает Исаак Калина.
К достижениям можно отнести и внедрение электронной системы записи детей в первые классы. «Три года у нас нет никаких «первоапрельских ночных костров» перед школами, как и очередей — процедура записи автоматизирована. Более того, с прошлого года появилась возможность просто переходить из детсада в школьное отделение в рамках одного учебного учреждении», — отмечает глава департамента.
Собственно, объединение школ в крупные учебные комплексы и равная система финансирования, которая зависит от количества учеников, а не статуса учреждения, — те причины, которые могли привести к повышению результатов. В реальности причин может быть больше, считает Исаак Иосифович.
«Мы должны понимать, что и в 2010 году результаты московских педагогов были достаточно высокими, — говорит он. — Тогда нам казалось, что повысить их уже невозможно, ведь улучшить хорошее гораздо сложнее, чем плохое. Но мы достигли еще большего. За счет чего? Это плоды многолетней работы, которая велась в Москве: нам удалось реализовать накопленный потенциал. Сказалось повышение и выравнивание финансирования. Сыграли свою роль и университетские субботы, и рост числа компьютерной техники, и многочисленные кружки при школах. Причин очень много, и нет единого рецепта для каждого учреждения, как повысить показатели. И вряд ли он нужен. Главное — чтобы школы имели все необходимое для учебного процесса, а дети с интересом их посещали».
Голоса
Анна Вахнеева, директор московской гимназии № 1517
— У нас большой учебный комплекс — в него входит 14 зданий. Но высокий результат зависит не столько от размеров и возможностей учреждения, сколько от корпоративной учебной культуры, которую удалось создать и поддерживать все эти годы. Это очень важно и для учителя, и для ребенка. Каждый педагог у нас занят своим делом и нацелен на высокий результат.
Ирина Курчаткина, директор столичной школы № 1474
— В процесс реорганизации мы вступили в 2012 году. Было много вопросов, насколько необходимо объединяться в образовательный комплекс. Сегодня видно преимущество. Если раньше мы могли предложить ребятам обучатся по одному, максимум двум профилям, а запросы родителей и учеников были гораздо шире, то сейчас наша образовательная программа называется «Большие масштабы — большие возможности». Теперь у нас не только разные профили. На базе школы мы создали мощные методические объединения, которые занимаются сотрудничеством с вузами, уровень подготовки ребят заметно повысился. Растет и квалификация учителей.
Марина Кудинова, директор школы № 1579
— Результативность в учебе — это показатель качества жизни ребенка в школе. Это создание определенного школьного уклада, в котором каждый ребенок заражен вирусом познания, когда ему хочется учиться, и он с удовольствием идет в школе. Важно создать такие условия, при которых любой ребенок чувствует себя успешным. Это могут быть творческие кружки. У нас, например, большим успехом пользуется театральная студия, которую ведет профессиональный режиссер.
Елена Давыдова-Мартынова, учитель информатики гимназии № 1517
— Важно заинтересовать ребенка, развить его способности. Мы ввели программу по формированию основных компетенций современного школьника. Мы учим ребят ориентироваться в современном мире, отвечать на вызовы современности — развиваем такие качества, как способность работать в команде, культурное понимание проблемы, самоконтроль.
Марина Горячкина, учитель русского языка и литературы школы № 1579
— Думаю, успешность детей большинства школ складывается из усилий не одного, а очень многих педагогов, которые работают в общем направлении. Если каждый из нас будет вкладывать любовь к знаниям в детскую душу, то результат обязательно придет. Не нужно быть безразличным к детям, нужно зарядить их своей энергией, увлечь, и тогда каждый из них поверит в себя.