Сегодня в Москве состоится партийная конференция «Единой России». Как пообещал ее лидер Дмитрий Медведев, «будем обсуждать проблемы и острые темы». Ибо в партии системный кризис доверия, а 8 сентября, в единый день голосования, россиянам предстоит выбрать 16 глав регионов, четырех депутатов Госдумы, трех мэров региональных столиц, депутатов 13 региональных парламентов и 22 городских законодательных собраний, а также 1525 депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге и еще уйму муниципалов в городах и поселках поменьше. Ну и как единоросcам удержать позиции, когда у электората при одном упоминании партии скулы сводит, как от лимона?
В последний десяток лет сценарий вопросов не вызывал: большинство кандидатов выдвигались от «ЕР», и победителями в подавляющем же большинстве становились единороссы. А нынче (о чудо!) правящая «Единая Россия» может превратиться в «партию меньшинства». Нет, кандидаты-единороссы по-прежнему в большинстве. Но почти во всех регионах многие из них предпочитают участвовать в избирательной кампании как самовыдвиженцы, максимально дистанцируясь от матери-кормилицы.
Даже в Москве, где горожане вроде бы довольны работой местной власти, ситуация удивительно напоминает 1990 год: тогда кандидатам в Моссовет было страшно назвать себя членом КПСС, сегодня — стыдно назвать себя членом «Единой России».
Конечно, бегство это весьма условное: даже сегодня «отступники» собирали подписи для своего выдвижения с помощью все той же партии. А после выборов извлекут припрятанные на время партбилеты, и все пойдет по-прежнему. Конечно, некрасиво, конечно, сильно отдает игрой в наперстки. А что делать? Сегодня даже лидер партии признает: «Мы чувствуем определенный дефицит доверия. Людям все чаще кажется, что их мнение, их слова не слышат. А реальных перемен недостаточно:» — написал Медведев в статье «Единая Россия» — курс на перемены«, опубликованной в начале недели в «Известиях». Это еще Дмитрий Анатольевич мягко, изящно выражается, на самом деле все куда жестче.
Вот, например, такой пассаж: «Мы мало и скучно говорим о том, что сделали. Плохо объясняем, что и зачем будем делать». Народ, однако, спрашивает не «что и зачем», а «когда». Перед правительством вроде бы опять (в который уже раз!) поставлена задача вывести экономику на темпы роста выше мировых, то есть 3-3,5%. Создать 25 млн высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Удвоить ВВП. Вдвое сократить бедность. Увеличить продолжительность жизни... Но сегодня вместо обещанного рывка наша многострадальная экономика остановилась. Минэкономразвития оценило годовой рост ВВП в мае в 0,2%, Институт исследований и экспертизы — в 0% (с исключением сезонного и календарного факторов — в минус 0,5%).
В той же статье лидер «ЕР» заявил: «Мы должны ежедневно показывать, что отвечаем за свои обещания. А если что-то выпадает из поля нашего зрения или возникают проблемы — ситуацию нужно исправлять немедленно». Но на следующий день Минсельхоз РФ предупредил о грядущем подорожании мяса. Причина: Минфин посчитал целесообразным доначислить предприятиям, занимающимся поставками кормовых добавок из-за рубежа, налог на добавленную стоимость в размере 4-7 млрд рублей. На что в Национальном кормовом союзе сообщили: инициатива Минфина ведет к подорожанию мясной продукции как минимум на 10%.
С 1 июля в стране перестало действовать правительственное соглашение о заморозке цен на моторное топливо, и на некоторых АЗС начали менять ценники. Хотя с начала года бензин и без того подорожал на 2,3%. Что будет дальше, предсказать нетрудно. Согласно обещаниям правительства, дальнейший рост цен должны сдерживать налоговые механизмы, но чиновники никак не могут рассчитать, сколько можно забирать сверхприбылей или, наоборот, доплачивать нефтекомпаниям, когда экспортная цена оказывается выше внутренней.
Следующий подарок стране: с 1 июля второй раз за год выросли тарифы ЖКХ: сначала — на 1,7%, затем — еще на 2,4% к январю 2019-го. Рост выше инфляции. Хотя Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утверждает: россияне и без того переплачивают за большинство услуг по ЖКХ более чем вдвое. «Все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — говорит глава ФАС Игорь Артемьев.
А еще в стране дорожает электричество, повышается «Платон» — плата за проезд по автодорогам большегрузных автомашин, а с ней обязательно подорожают перевозимые товары. Предприниматели, у которых раньше не было обязанности работать с онлайн-кассами, с 1 июля должны ими обзавестись — под угрозой солидного штрафа. Все российские отели должны сертифицироваться на «звездность» (естественно, за деньги) — и это повысит «цену гостеприимства»...
Заметьте: все перечисленные подорожания не результат стихийных бедствий, а абсолютно рукотворная беда, сотворенная исполнительной властью и, следовательно, правящей партией. Но Дмитрий Медведев, призывая «ситуацию исправлять немедленно», на практике ее лишь усугубляет.
За примерами не нужно далеко ходить — вторая в этом году индексация тарифов ЖКХ была обусловлена повышением с 1 января НДС на 2%. Правительство заявило, что повышение ставки налога всего на 2% обеспечит приток в бюджет страны 600 млрд рублей и увеличит бюджет майских указов, направленных на повышение благосостояния населения. Медики возразили: бюджет, может быть, и увеличит, но отодвинет сроки реализации целей, в том числе увеличение продолжительности жизни, поскольку выросший НДС вызовет рост цен на медикаменты на 12-15%, что сделает их недоступными для основной части населения.
Возразили и предприниматели: рост НДС можно компенсировать в ценах, но на шестом году падения реальных доходов населения это не выход из ситуации. Ибо чем ниже платежеспособность покупателей, тем хуже дела у продавцов. Уже 1% увеличения НДС дает ухудшение условий для бизнеса на 5%.
А еще авторов идеи повышения НДС предупреждали о возврате к серым схемам платежей, уменьшении собираемости налогов в региональные бюджеты, снижении конкурентности малого и среднего бизнеса, его уходе в тень, потере привлекательности России для зарубежного капитала, для которого низкий НДС в России был преимуществом страны.
Все эти голоса не услышали. А сегодня ведущие экономисты спрашивают: нужно ли было гнуть страну через колено ради получения 600 млрд, если в 2018-м профицит федерального бюджета составил 2,746 трлн рублей, а профицит консолидированного бюджета — 3,036 трлн?
Минфин сообщил, что за прошлую неделю золотовалютные резервы России увеличились на 1,1% и в совокупности достигли 510,2 млрд долларов. Это полтора федеральных бюджета — 2019 или больше четырехлетних доходов страны от нефтегазового экспорта, основной нашей кормушки. Спрашивается: зачем нам такая заначка?
Для сравнения: в Германии объем золотовалютных резервов составляет около 200 млрд долларов, или 1/7 часть федерального бюджета — 2019, в Великобритании — 180 млрд, или 1/5 часть, во Франции — 170 млрд, или 1/7 часть, в Италии — 150 млрд, или 1/6 часть бюджета страны. Учтем, что это страны, с которыми Россия пытается сравняться по экономическим показателям. Но вам не кажется, что тамошние правительства более разумно распоряжаются доходами государства (то есть налогами с граждан)?
Зато Россия испытывает острый дефицит средств на инфраструктурные проекты, на программы создания новых рабочих мест, развитие малого бизнеса. Эта беда уже накатывает на страну, как цунами, — с каждым днем количество безработных по вполне объективным причинам растет на сотни человек. «Ростелеком» объявил о планах за три года уволить каждого пятого члена 150-тысячного коллектива, «АвтоВАЗ» в прошлом году расстался с 13 тысячами работников и вряд ли остановится на этом, авиазавод в Кумертау планирует довести штат с 3,5 до 2,8 тысячи. И т. д. и т. п. В Европе на смену таким гигантам приходит малый бизнес, но мы не Европа...
В целом по России за последние три года количество компаний сократилось на 17% и вернулось к значениям 15-летней давности, подсчитали аналитики международной сети «ФинЭкспертиза». Количество действующих предприятий уменьшилось в 81 регионе страны. А доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9% (данные Росстата). Между тем в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63%.
В Польше около 70% ВВП создают предприятия малого и среднего бизнеса, которых в стране больше 2 млн. Но там действует правительственная программа «предпринимательство прежде всего». В России ничего подобного не видно и на горизонте.
Владимир Путин, выступая в марте-2018 с Посланием Федеральному собранию, говорил: к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП должен приблизиться к 40%. Но уже в сентябре у правительства «Единой России» появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил о планах роста вклада этого сектора в экономику к 2024 году лишь до 32,5%. На практике и этого не будет: в последние три года малое предпринимательство теряет в объемах более 6% в год...
P.S. Зато у правительства Дмитрия Медведева недавно появилась новая «игрушка»: «Ростелеком» и Минкомсвязи предложили снабдить 1,4 млн федеральных чиновников гаджетами на операционной системе «Аврора». Естественно, это объясняется заботой о безопасности: мол, иностранные гаджеты и операционные системы могут быть использованы спецслужбами других стран для доступа к госдокументам. Здесь, конечно, интересно знать, какими сверхтайнами обладают 1,5 млн российских чиновников, для которых придется создавать отдельную информационно-коммуникационную систему. Ответа нет, зато есть предварительные подсчеты: только на первом этапе на новую «игрушку» потребуется 23,2 млрд рублей.