Как оживают другие столицы после всевозможных ограничений, вызванных пандемией? Обратим наш взгляд на Берлин, который уже месяц живет после отмены режима самоизоляции.
В последнее время мне чаще стали звонить знакомые из Москвы с одним вопросом: «Как там у вас, налаживается?» Понятно, интересует их не только и не столько берлинское бытие, сколько подробности, которые можно спроецировать на российскую действительность. Понять, как долго та же Москва будет возвращаться к нормальной жизни.
Скажу сразу: однозначного ответа у меня нет. С одной стороны, налицо все признаки полноценной городской жизни. На улицах, в парках, на детских площадках многолюдно. Открыты магазины, салоны красоты, рестораны и кафе. На этой неделе открылось большинство гостиниц, значит, скоро в столицу явятся туристы из других регионов Германии. Однако идиллию нарушает масса характерных деталей, говорящих о том, что наша жизнь еще долго не будет такой, какой она была в «мирное время».
Начну, как ни странно, с футбола. Немецкий чемпионат возобновился самым первым в Европе, это знаковое событие: более 70 стран транслировали первые матчи бундеслиги. В Берлине состоялось дерби, «Герта» играла с новичком бундеслиги ФК «Унион».
Казалось бы, тот же самый футбол, всего-то без зрителей и с рядом санитарно-гигиенических ограничений. Но тут же выяснилось, что эта великая игра без болельщиков, без яростного шума трибун — нечто совсем иное, пресное. Как фильм без звука. Празднование игроками забитого мяча с соблюдением полутораметровой дистанции, долгие поклоны и аплодисменты футболистов тем секторам пустых трибун, где обычно сидят болельщики «Герты»... Как сказал по этому поводу один из тренеров, «это просто сюр!». Коротко и ясно...
Вот так и остальная жизнь сегодняшнего Берлина полна сюрреализма. Взять те же кафе и рестораны, где официанты обязаны носить маски. В некоторых заведениях, чтобы сэкономить на марлевых, официантам выдали нечто напоминающее маски сталеваров: закрепленный ободком на голове полуовальный лист прозрачной пластмассы. И вот снуют перед тобой сразу несколько официантов в стандартном обмундировании: белый верх, черный низ, белые перчатки, прозрачные маски — будто смотришь фантастический фильм про будущее.
Маски, кстати, после снятия ограничительных мер остаются обязательными для пассажиров городского транспорта, школьников на уроках, клиентов банков, посетителей госучреждений и, конечно же, покупателей магазинов. Но если в метро или продовольственных магазинах они выглядят уместно, то в дорогих бутиках, торгующих, скажем, парфюмерией, марлевые повязки смотрятся диковато. Как, скажите, через них уловить аромат духов?
У магазинов модной одежды длинные очереди. Не потому что немцы вдруг разом обносились, просто по нынешним санитарным нормам в торговое помещение допускается ограниченное число покупателей. Приходится ждать.
Еще одна особенность сегодняшнего Берлина: город заметно помолодел. По моим наблюдениям, берлинцы в возрасте 60+ по-прежнему стараются не выходить лишний раз на улицу. Чем черт не шутит...
Шрамы, оставленные пандемией, заживут еще не скоро. Да и как они могут зажить, если власти Берлина не устают ежедневно повторять: «Если что пойдет не так, опять вернемся в карантин!»
Чтобы немецким бюргерам был понятен уровень опасности в каждом городе, в Германии была введена простая система ее оценки: зеленый, желтый, красный. Когда «загорается» красный, это означает возвращение в карантин. Уровень красного — 50 инфицированных на 100 тысяч человек в неделю.
Берлин пока держится в твердой «зеленой зоне». На момент написания этого репортажа в городе с населением в 3,5 млн человек всего 6838 заболевших, из них 5,5 тысячи уже вылечились, 138 проходят лечение в стационаре, умерших — 198. Остальные, с легкой формой болезни, лечатся дома.
...И все равно люди устали. Кому приятно каждый день вслушиваться в сводки утренних новостей в ожидании нового витка напасти и ограничений? Вопрос висит в воздухе: когда все это кончится по-настоящему, насовсем?
Власти Берлина отвечают прямо: только тогда, когда появится вакцина и будет проведена всеобщая вакцинация жителей.
Однако с вакцинацией все тоже не так просто. В тот момент, когда бундестаг рассматривал законопроект, в соответствии с которым все население Германии должно быть поголовно привито от COVID-19, по стране прокатилась волна демонстраций ковид-диссидентов, которые выступают против «принудительной» вакцинации. Демонстрации эти были малочисленными (в Берлине собрались чуть больше тысячи человек), но шумными и агрессивными.
Подобного рода сторонники теории заговора есть сегодня во всем мире. Они убеждены, что нынешняя эпидемия всего лишь очередная разновидность обычного гриппа, а введение карантина лишь попытка властей ограничить права и свободы граждан. Вот и в Берлине слышится все та же песня про зловредного Билла Гейтса, который под предлогом вакцинации собрался чипировать население Земли...
В конечном итоге бундестаг проголосовал за добровольную вакцинацию, но при этом парламентарии подчеркнули: каждый немец должен понимать меру ответственности за самостоятельно принятое решение. После чего движение ковид-диссидентов иссякло, ибо среди подавляющего большинства немцев есть консенсус: меры, принимаемые властями в борьбе с пандемией, вполне адекватные и приводят к нужным результатам. Германия благодаря надежной медицине меньше других в Европе пострадала от страшной эпидемии.
Кстати
В ФРГ больницы с пациентами, инфицированными COVID-19, заполнены на 20%. Поэтому в Германии сейчас проходят лечение тяжелобольные из соседних стран — Италии, Франции, Голландии. Что дало повод бургомистру Берлина Михаэлю Мюллеру сделать предложение руководству Москвы о направлении российских пациентов с коронавирусом на лечение в столичные клиники Германии.
«Мы готовы и впредь оказывать помощь, если у наших клиник будут для этого возможности. Я передал соответствующее предложение также нашему городу-партнеру Москве», — сказал бургомистр.
По словам главы Берлина, Москва является городом-побратимом Берлина, и местные власти готовы оказать помощь России в борьбе с пандемией.