В Калининграде с исторического летного комплекса хотят снять аэродромный статус. Аэропорт Девау, отмечающий в этом году 100-летие, достался Калининграду в наследство от Кенигсберга. Появился он на базе военного аэродрома, созданного аж в 1910-м. А до этого в районе Девау был большой плац. Проводившиеся на нем смотры и учения удостаивали своим вниманием даже прусские короли.
Городская авиагавань была для кенигсбержцев предметом законной гордости. Шутка ли, Девау, открытый в 1919-м, стал первым гражданским аэропортом не только в Германии, но и во всей Европе! Откуда у них взялась такая прыть, да еще в условиях послевоенной разрухи? По итогам Первой мировой Восточная Пруссия оказалась «отрезанным ломтем». Вот и пришлось немецкой провинции, оторванной от остальной страны, срочно налаживать связи с метрополией.
Впрочем, аэропорт Девау быстро навел мосты и с другими государствами. Так, в 1922-м была открыта воздушная линия, связавшая Москву и Кенигсберг — через Ригу. И для СССР эта линия стала первой международной. Кстати, Девау помнит, скажем, авиапассажира по фамилии Маяковский. Да-да, того самого. Были здесь как-то и Сергей Есенин с Айседорой Дункан...
Сооружения аэропорта строились в стиле конструктивизма (архитектор — Ханс Хопп). В 1939-м его расширили и модернизировали. В апреле 1945 года при штурме города он сильно пострадал. Однако объект особой важности оперативно вернули в строй — уже 8 октября 1945-го аэропорт снова заработал. Причем в том числе и в международном режиме: было открыто регулярное авиасообщение по маршруту Москва — Минск — Кенигсберг — Берлин.
Но в 1960-х Девау стал терять былые позиции. Он оказался в городской черте. Город рос, а вот аэропорту расти было некуда. Как следствие, принимать он мог только самолеты старых типов. А их с каждым годом становилось все меньше. Тем не менее еще до 1978-го Девау работал как аэропорт, принимая-отправляя местные пассажирские борта с поршневыми двигателями. И только потом стал вотчиной ДОСААФ.
Созданный здесь авиаклуб был очень популярен. Однако в последние годы без должного финансирования захирел. Между тем Калининград продолжает расти, все теснее окружая старинный летный комплекс. Давно велись разговоры, что Девау нельзя использовать по назначению — он, мол, уже не отвечает требованиям безопасности. И вот от слов перешли к делу.
На днях в правительстве Калининградской области была озвучена информация о том, что в областное управление Росимущества поданы документы о передаче территории Девау в собственность региона. А заполучив эту землю, чиновники собираются снять с нее статус аэродрома. «Если вдруг какой-нибудь легкомоторный самолет заглохнет над городом, ему нужно дотянуть до Девау либо падать на дома, — сказал губернатор Антон Алиханов. — У нас все аэродромы для малой авиации вынесены за территорию города». Отмечается также, что Девау уже давно практически не используется как воздушная гавань.
Любителям малой авиации с Девау предлагается перебраться на другой старый немецкий аэродром под Калининградом. А на Девау обещали создать военно-патриотический парк по образцу подмосковного «Патриота». Сохранив здесь все исторические объекты — ведь Девау имеет защитный статус объекта культурного наследия.
При этом есть мнение, что подобная активность властей обусловлена не столько заботой о безопасности, сколько давлением строительного лобби. Так, уже дано добро на появление по соседству с Девау нового микрорайона. Вообще же там будет все по максимуму застроено.
Как бы то ни было, Калининградский аэроклуб ДОСААФ продолжает бороться за Девау. Авиаторы считают, что летный комплекс можно и впредь использовать по назначению. И подали в суд, намереваясь оспорить решение о застройке прилегающей территории. Да только, кажется, силы слишком неравны...