По данным Роспотребнадзора, с начала 2013 года из этой республики в Россию импортировали более 24,84 млн литров. Но в последнее время ведомство господина Онищенко выявило нарушения норм в этой продукции и теперь грозит серьезными санкциями. «Труд» решил узнать, чем же все-таки поят молдаване россиян.
Молдавские виноделы готовятся к встрече с виноградом нового урожая — в этом году планируют собрать полмиллиона тонн. Около трети выработанного из них вина получат россияне, столько же поступит на рынок Белоруссии, часть вина отправится на Украину, в Казахстан, Польшу, Чехию, Германию, Румынию. Наращивает потребление недавно познакомившийся с молдавскими винами Китай, небольшие партии отгружают в США, Израиль, Канаду и даже в Японию. Несколько лет назад эта география выглядела значительно скромнее: до 70% продукции виноделы отправляли в Россию. Однако ни тогда, ни сейчас большинство россиян, время от времени приобретающих бутылочку недорогого винца в супермаркете, даже не догадывались, каким чудом может быть молдавское вино.
Пилюля от Онищенко стала горьким, но лекарством
— Максимальный объем производства вина был зарегистрирован в середине 1980-х, когда собирали более миллиона тонн винограда, — рассказывает министр сельского хозяйства Молдовы Василий Бумаков. — Это миллиард бутылок! Но сейчас для нас важнее не количество, а качество. Запрет на ввоз наших вин на территорию РФ, введенный в 2006 году, оказался тяжелым испытанием, многих виноделов разорил, но при этом способствовал работе над качеством. Я с 1993 года в этой сфере работаю и могу сказать, что сегодня Молдова представлена очень достойно.
Хотя и до «перекрытия крана» Роспотребнадзором молдавские вина начали меняться к лучшему. Как уверяет энолог кишиневского «Дома вина» Наталья Мельник, с приходом новых технологий выяснилось, что в местных условиях европейские сорта дают интересные варианты: растет сахаристость ягод, они обретают новые свойства. Да и профессиональный уровень местных виноделов заметно вырос, это признают даже матерые специалисты из таких винных держав, как Италия и Франция. К тому же в страну приехали работать хорошие спецы. Как объясняет один из них, Умберто Менини, в Италии он заработал бы больше, но там ему не позволили бы творить так, как в Молдавии.
Для погреба английской королевы
Идеи виноделов превращаются во впечатляющие вина, которые получают международные награды. Эксперты отмечают не только местную трактовку традиционных европейских сортов, но и напитки, произведенные из исконно молдавского винограда.
— Потребовалось время, чтобы воссоздать автохтонные сорта, — рассказывает Василий Бумаков. — Но уже есть плантации Feteasca, Feteasca Neagra, Feteasca Regala, Rara Neagra. Все это ценные сорта, из которых делают уникальные вина.
Возрождается былая слава пуркарских вин — тех самых, что лет 30-40 назад поставляли к столу английской королевы и бельгийскому королевскому дому.
— Negru de Purcari делают из трех сор-тов винограда — Rara Neagra, Saperavi и Cabernet, — открывает секрет Наталья Мельник. — Но это не купаж, который представляет собой смесь вин, а высший пилотаж в виноделии — сепаж. Технолог, пробуя виноград, определяет пропорции, и вино готовят из смеси винограда. Вкладываются огромный труд, знания, интуиция. И результат достойный. Кстати, такое вино распробовали и коллекционеры. Сегодня в Молдове можно сформировать достойную коллекцию при скромных вложениях. Я всегда советую: если вы встретили вино, которое пришлось по душе, делайте запас. Ведь вина уходят. И дорожают.
Революция по имени Ice-wine
В 2003 году в Молдове произошла революция: один из наиболее ярких виноделов, Константин Стратан, сделал первый местный Ice-wine. Чтобы получить его, виноград оставляют до морозов. Когда технолог убеждается, что ягоды достаточно промерзли, на уборку бросают все силы. Грозди снимают ночью замерзшими. После чего есть всего пара часов на переработку. Невероятно быстро со льдом удаляется водяная составляющая, и из-под пресса появляется концентрированный сок. Из 13-20 кг винограда получается всего одна маленькая бутылка вина. В мире существует практика, когда производители пытаются обмануть природу, помещая виноград в морозильник, но ценители уверяют: лучший Ice-wine — из винограда, замерзшего живым на лозе.
— Ice-wine открывает сверхвозможности вина, — поясняет Наталья Мельник. — В нем проявляется то, чего не было заметно в обычном вине. Он для гурманов. Молдавский Ice-wine 2003 года не только произвел фурор среди знатоков, но и определил целое направление у производителей. Стало развиваться виноделие позднего сбора.
В 2004 году Стратан снова рискнул и представил еще более редкое для Молдовы вино типа сотерн. Его получают из винограда, пораженного благородной плесенью botrytis cinerea. Такое вино расцветает в бокале экзотическим букетом.
Политика недоверия
Однако в России со всем этим великолепием знакомы немногие. Молдавские вина представлены в основном недорогими, часто подслащенными линейками. Пару лет назад московские друзья угостили меня из купленной в столичном универсаме бутылки — и мне стало обидно за молдавское вино. Такое в Кишиневе даже на базаре пить не станут.
— В европейские страны заказывают консистентные сухие вина, молдавский рынок тоже не принимает подслащенные напитки. Но в Россию идут те вина, которые заказывают российские предприниматели, — поясняет Василий Бумаков. — Конечно, мы хотим поднять планку, ведь торговать качественным вином и приятнее, и выгоднее. Но предприниматели боятся рисковать. Их можно понять: представьте, как чувствует себя бизнесмен, который имел 1-2 млн бутылок в России в 2006 году и в результате эмбарго потерял все. Молдова до сих пор остается единственной страной, которая поставляет в Россию вина только посредством «единого окна».
Наученные горьким опытом, виноделы и экспортеры боятся отправлять дорогое вино, предпочитая продать дешево, но быстро и наверняка — наливом. Поэтому большая часть поступающих на российский рынок молдавских вин приходит в цистернах, а качество напитка в бутылке на магазинной полке напрямую зависит от добросовестности тех, кто это вино разливает.
Между тем молдавские власти, реформируя винодельческий сектор, внедряют систему Traceability, чтобы отслеживать продвижение вин. Когда она заработает в полную мощность, станут доступны опции, которые позволят даже обычному потребителю, введя код бутылки, получить за пару секунд по интернету всю историю вина: из какой географической зоны, с какого склона, как обрабатывался виноград...