Депутаты Госдумы подготовили поправки в закон «Об образовании», предложив увеличить количество бюджетных мест в вузах. При этом платников останется столько же, сколько и было.
Государством на 2014 год уже определена квота для поступающих в вузы: по действующему закону она составляет 850 бюджетных мест на 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Парламентарии предлагают в этом году увеличить ее до 1 тысячи бесплатных мест на 10 тысяч человек, с 2016 года — до 1,1 тысячи, а с 2020-го — до 1,2 тысячи. При таком раскладе число абитуриентов-бюджетников в стране составит 85% от общего числа — как в США. «Они, — говорит один из авторов законопроекта, депутат Виктор Шудегов, — поставили перед собой цель стать мировой студенческой державой. А мы никак не реагируем. Хотя речь идет о будущем — современных технологиях, переводе экономики на инновационный путь развития».
Пожалуй, едва ли не впервые за последние годы власти заговорили об увеличении числа бюджетных мест — до сих пор чаще звучало слово «сокращение». Прежний министр, Андрей Фурсенко, ссылаясь проблемы демографии, предлагал урезать бюджетные места. Его преемник Дмитрий Ливанов сразу после назначения пообещал вдвое уменьшить число обучающихся в вузах за счет государства — якобы для того, чтобы увеличить сумму, выделяемую на одного студента. И вот теперь вдруг депутаты торпедируют планы чиновников. Причем Минобрнауки молчит, как воды в рот набрало.
Конечно, чем больше бюджетных мест, тем для абитуриентов лучше. Больше людей будет учиться бесплатно. Но перейдет ли количество в качество — вот вопрос. Ни для кого не секрет, что в стране крайне низкий уровень подготовки специалистов. Свидетельством может быть отечественный рейтинг эффективности образования. В 2012 году из 500 вузов-участников 29 были признаны неэффективными, а еще 70 с лишним назвали «требующи-ми оптимизации». В 2013 году из 900 вузов в черный список попали 135, в том числе 127 негосударственных. И свыше 30 вузов — под «оптимизацию».
Что такое «неэффективные»? Это как раз те, что готовят плохих спецов. Получается, вузов много, а квалифицированных кадров не хватает. Например, Минкомсвязи рассчитывает на существенную прибавку бюджетных мест по IT-специальностям. По данным ведомства, ежегодно российские вузы выпускают до 25 тысяч айтишников, но подготовленными к немедленному трудоустройству в компаниях оказываются только 15-20% выпускников. Остальных приходится доучивать на рабочем месте. На это уходят время и средства. Для ускоренного развития IT-отрасли до 2018 года не хватает примерно 350 тысяч специалистов. Но если готовить их абы как, то никакого технологического прорыва ждать не приходится. Значит, дело не только в цифрах бюджетного набора, но и в отсталой системе образования.
Голос
Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования
— Увеличение числа бюджетных мест поможет сохранить в вузах преподавательский состав — будет из чего людям платить зарплату. Но образовательных эффектов за этим не последует. Надо совершенствовать систему образования, которая сегодня никого не устраивает. Едва ли не единственный вуз в стране, не оторванный от производства, — это московский физтех. Там три года обучают в аудиториях, остальное время — непосредственно на будущих рабочих местах. Что касается бюджетных мест, то важно определить не столько квоту, сколько отрасли, на которые стоит раскошелиться казне. Это космос, авиация, судостроение, сельское хозяйство, здравоохранение. Именно они важны для экономики страны. Там главные точки роста. У нас провал с инженерами. Их учат, как у классика, «чему-нибудь и как-нибудь». А нам нужны универсалы, способные добыть новые знания, овладеть новыми видами деятельности. Даже 1-1,5 тысячи грамотных инженеров могли бы повлиять на ситуацию в стране.