В Россию после семилетнего перерыва вернулась минеральная вода «Боржоми». Корреспондент «Труда» побывала в Грузии и узнала, сколько должна стоить бутылка минералки, остался ли у нее вкус детства и как отличить настоящий продукт от фальсификата.
За то время, пока мы не виделись, Грузия здорово изменилась, а Тбилиси вообще не узнать: центр с его невысокими домами с резными балконами, чистыми улицами и улыбчивыми людьми, говорящими с туристами на английском, выглядит вполне по-европейски. Зато в местечке Боржоми все осталось так, будто и не было последних 50 лет: небольшой завод по розливу воды, вокруг — горы и река, на берегах которой пасутся овцы.
Идиллия эта далась непросто. По словам местных жителей, еще несколько лет назад в округе пахло разрухой. Многие дома дышали на ладан, верховодили какие-то мутные элементы, порой откровенные бандиты. Но жизнь налаживается.
«Вот так примерно все выглядело, — показывает местный житель Давид на дом, который реставрируется. — От передней стены ничего не осталось, и все комнаты видны, так сказать, в разрезе. Но сейчас полиция все привела в порядок, власти восстанавливают жилье, завод дает рабочие места. Спасибо нашей водичке!»
Завод, где знаменитая вода разливается по бутылкам, и есть градообразующее предприятие. Рабочие места на нем сохранили, несмотря на модернизацию производства. Одним из условий, по которым компания получала лицензию еще в 1997 году, было сохранение внешнего облика завода и тех самых рабочих мест. Два предприятия (на одном разливают «Боржоми», на другом — прочие наименования воды) работают в три смены и выпускают в сутки 1 млн бутылок. Солидные объемы!
Первое, что бросается в глаза (точнее, в нос) на заводе, — это отсутствие специфического запаха, характерного для минеральных источников. Пока вода доходит до бутылок по трубам, запах теряется. Штат самого производства — около 100 человек. Розлив воды проходит на двух конвейерных лентах — стекло и пластик. На разных этапах специальные машины выдувают бутылки, разливают воду, клеят этикетки. Правда, за всеми процессами следят люди — так, говорят, надежнее.
Отметим главное: вода, которая сегодня продается под маркой «Боржоми», абсолютно идентична той, что нашли служившие здесь военные в 1829 году. Той самой, которую так любили все без исключения члены императорской семьи Романовых. Так что «Боржоми», чтобы там ни говорили, все еще та.
Конечно, оставить все в первозданном виде невозможно. Как бы соблазнительно ни выглядела идея выпустить бутылку в том, «советском» виде, делать этого не стали. Важнейшая задача — защититься от фальсификата. Так вот, за последние семь лет в 40 странах, куда поставляется минеральная вода «Боржоми», не было зафиксировано ни одного факта подделки. И это результат кропотливой работы с деталями — такими «мелочами», как оригинальная бутылка, крышка, этикетка.
Как я уже говорила, непосредственно на производственной линии занята сотня человек, однако всего компания IDS Borjomi International обеспечивает 4 тысячи рабочих мест. Значительная часть — в продажах и маркетинге. В каждом регионе работает специальная команда, в обязанности которой входит мониторинг точек продаж. Приди в любой ларек продавец с «паленой» водой — об этом тут же узнают в головном офисе. Существуют и договоренности со стекольными заводами, которые также сообщат, если кто-то закажет крупную партию схожих бутылок.
Проверить подлинность товара может и сам покупатель. Под крышкой стеклянной бутылки находится специальное пластиковое кольцо, которое при открытии распадается на части. Восстановить его невозможно. Производят такие крышки только два завода в мире, а пользуются ими всего несколько марок минеральной воды (в том числе и популярная итальянская «Сан Пеллегрино»). Естественно, при каком-то левом заказе производитель сразу же доводит информацию до своих солидных клиентов.
Помните народную мудрость «Поздно пить «Боржоми», когда почки отказали»? В ней намек на целебные качества воды. Однако производители называют свою воду лечебно-столовой. Не от скромности, а по вполне прагматичной причине: чтобы подчеркнуть универсальность продукта и расширить потенциальную аудиторию.
В России продавцы возлагают надежду в первую очередь на тех, кто помнит «Боржоми» с детства, но и продвинутую молодежь из виду не упускают. И тех и других, судя по итогам продаж первого месяца, в нашей стране много. Хотя цена за 0,5 л в стекле установлена на уровне 60 рублей, что для минералки немало. Судя по ситуации в московских супермаркетах, россияне по «Боржоми» соскучились, да и жаркое лето производителям и продавцам на руку.
Голос
Александр Жаданов, гендиректор IDS Borjomi Russia
— Когда в 2006 году поставки в Россию запретили, компания в один день лишилась 60% рынка. Для выхода из кризиса была создана специальная команда. Компания выкупила бренды «Эдельвейс» и «Святой источник», наладив при этом дистрибьюторскую сеть по всей России. Так что теперь появление «Боржоми» в магазинах — это не вопрос заключения новых контрактов, а всего лишь расширение ассортимента.
Первые результаты продаж показали, что в России по-прежнему знают и любят «Боржоми», несмотря на почти семилетнее отсутствие на российском рынке. Ни один другой бренд за время отсутствия грузинской воды не смог занять ее место. С учетом расширения географии поставок до конца года мы планируем продать в России до 30 млн бутылок «Боржоми».