Эта традиция на Руси — одна из древнейших: более 630 лет паломники из разных городов и стран собираются в Вятском крае (нынешней Кировской области), чтобы совершить 3-8 июня торжественный Великорецкий крестный ход. Называется он по имени реки Великой, в окрестностях которой некогда людям явилась чудотворная икона святителя Николая. С 2000 года по благословению патриарха Алексия II ход носит статус всероссийского. Летом прошлого года датчики движения, установленные на старом мосту через Вятку, дали цифру 70 тысяч: столько человек совершили паломничество.
В 1383 году крестьянин Агалаков (к сожалению, имени его история не сохранила) из деревни Крупицы обнаружил на берегу реки явленный, т.е.не написанный кем-то из известных живописцев, а найденный образ святителя Николая. Вскоре от иконы стали происходить чудотворения. На Великой построили деревянную часовню, которая стала местом паломничества. Слава о чудодейственной иконе достигла Хлынова (первоначальное название Вятки-Кирова), и 1400 тысяч жителей столицы вятского края просили отпустить образ Николая Святителя в их город, обещая ежегодно приносить его на место явления. Так возник Великорецкий крестный ход. В 1554 году большой пожар уничтожил многие хлыновские здания, погорел и Никольский собор, где находилась Великорецкая святыня. Но она чудом осталась невредимой. Через год образ Николая Святителя совершил свое первое путешествие в Москву. Царь Иван Васильевич Грозный сам встречал икону, но уже в 1556 году она вернулась в Хлынов, сопровожденная дарами от государя, а также митрополита Московского и всея Руси Макария.
В сталинские времена власти препятствовали паломничеству, для этого даже выставлялись кордоны милиции. Людям приходилось идти на реку Великую тайком, по лесам, и полям, обходя населенные пункты.
Нынче — совершенно другая картина. Задолго до начала крестного хода правительством области разрабатываются мероприятия, касающиеся питания, ночевки, здоровья и безопасности людей. Шествие начинается в Свято-Успенском кафедральном соборе Кирова (ранее, когда он был закрыт советской властью, паломники выходили с территории Свято-Серафимовской церкви). Здесь крестный ход благословляет митрополит Вятский и Слободской Марк. Весь путь священнослужители несут икону Николая Чудотворца в киоте, меняясь через каждые полчаса. В Великорецком крестном ходе нужно читать акафист и петь молитвы. Те, кто прошел это испытание, говорят, что с молитвой не замечаешь тягот пути.
Недалеко от конечного пункта находится село Горохово, о котором ходят легенды. Оно давно заброшено, осталась только церковь Казанской Божьей Матери и святой источник. От вятских священников можно услышать историю про слабовидящую женщину, которая пришла в Горохово в очках, сняла их, чтобы умыться целебной водичкой, и пошла обратно. А очки забыла. Только пройдя с паломниками достаточно большое расстояние, вдруг воскликнула: «Ой, где мои очки?!» Но они были ей уже не нужны, чудо исцеления свершилось.
Конечный пункт — село Великорецкое Юрьянского района. Здесь на берегу Великой происходит благодарственный молебен Николаю Чудотворцу. Затем — водосвятие, паломники спешат окунуться в воды реки. На высокой горе, у святого источника с купелью, находится многовековое дерево с узловатыми корнями — немой свидетель многовекового паломничества, рядом — деревянный крест, поставленный в память о тех людях, которые приносили икону на место ее обретения в тяжелые годы антирелигиозных гонений.
Икона Николая Чудотворца раз в год возвращается на место своего обретения
Великорецкий крестный ход является самым продолжительным в России. Его протяженность более 150 км в оба конца, вечером 8 июня паломники возвращаются в Киров, но уже по другому маршруту, по новому мосту через Вятку. Замечу, что для тех, кто не может осилить пешком весь путь, 6 июня от церквей города уходят автобусы в Великорецкое.
Я не раз провожала и встречала крестный ход, разговаривала с паломниками. Многие ходят постоянно и каждый год с нетерпением ждут начала июня. Однажды я брала интервью у известного певца Сергея Захарова, который рассказал, что тоже ходил в Великорецкий крестный ход, узнав о нем от знакомых. «Я понял, что моя певческая карьера завершена, и спокойно жил в своем доме под Санкт-Петербургом, — поделился тогда Сергей Георгиевич. — Но однажды, под впечатлением от историй людей, чья жизнь круто поменялась после паломничества, решил и сам отправиться в путь. Чтобы избежать ненужных расспросов, отрастил бороду и усы, надел соломенную шляпу с большими полями. И вы знаете, я смог преодолеть дорогу в оба конца! Ничего для себя не просил, лишь шел и молился о своей жене, дочке, внуках. А вскоре после возвращения домой мне вдруг позвонили с программы Андрея Малахова, пригласили выступить в концерте, и артистическая жизнь снова закрутилась! Сейчас я постоянно на гастролях».
Думаю, подобные истории могли бы рассказать многие паломники Великорецкого крестного хода.