В подмосковном пансионате «Поляны» прошел съезд писателей-фантастов «Роскон». Тринадцатый порядковый номер встречи не смутил ее участников — в их жанре чем больше мистики, тем лучше.
О чем только не спорили трое суток напролет: об альтернативной энергетике, физическом бессмертии и синтетических формах жизни. О том, почему мы с Западом так и не подружились по-настоящему, хотя холодная война давно закончилась. О нарастающей борьбе городов за людей, ресурсы и капиталы. О том, что «редкий астероид долетит до середины Днепра: воруют!» — немудрено, что эти гигантские посланцы из космоса научились обходить нашу любимую планету стороной.
Думали, как защищаться от пиратов. Если лет пять-семь назад усмехались: ты, мол, вначале дорасти до того, чтобы тебя пиратили, то теперь ситуация в корне поменялась. Интернет-воры охотятся буквально за всем. К тому же выросло поколение, читающее с экрана. Издательства уже требуют, чтобы писатель не просто пришел к ним с рукописью, но и придумал, как она будет продаваться. «Эксмо» официально объявило награду за лучший проект по самопродвижению.
Делились опытом, как сделать персонажей живыми, перестать бояться редактора и как не пропасть литератору, у которого нет супербренда, но он не хочет менять ремесло. Василий Головачев устроил разъяснительную беседу под шампанское о том, какие тексты считать пустыми, а какие — претендующими на звание литературы.
Параллельно шли конкурсы, которых у «Роскона» множество. Самый щекочущий нервы — «Рассказ за час», когда опус на одну из пяти заданных тем пишется на глазах у публики. Победила Екатерина Бачило, сочинившая «Енотовый атлас».
Других победителей определяли общим демократическим голосованием, в результате чего «Золотого Роскона — 2013» удостоен роман «Кетополис. Киты и броненосцы» Грэя Ф. Грина. За этим якобы исландским именем скрываются несколько отечественных авторов, поселивших своих героев в затерянный в Тихом океане город. Жизнь там нескучная, детей воруют, из взрослых делают машины, правитель ненавидит китов, а приехавший с гастролями Шаляпин поет арию Левиафана... Продолжение захватывающей кетополисовской истории пишется дальше. А Сергей Лукьяненко тем временем продолжает историю дозоров. Очередные сюжеты вокруг Антона Городецкого и противостояние света и тьмы не разочаровали ни читателей, ни коллег по перу: его роман «Новый дозор» получил «Серебряный Роскон».
В малой прозе первое место досталось Евгению Лукину за повесть «Педагогическая поэма второго порядка». Лучшим произведением детско-подростковой фантастики назван «Последний кентавр» — повесть Марины и Сергея Дяченко о добром кентавре Себастьяне, который остался совсем один и ищет друзей. Авторов наградили учрежденной Киром Булычевым премией «Алиса».
«Фантастом года» стал астраханец Андрей Белянин, у него самые высокие рейтинги продаж.
Дух братьев Стругацких освящает каждую встречу фантастов, но после ухода Бориса Натановича они осиротели. Получить его личный приз «Бронзовая улитка» было знаком особой крутизны. Взгрустнули, что больше не будет журнала «Полдень. ХХI век», но заветы «АБС» живы и не устареют никогда. Подтверждение тому — грядущая экранизация книги «Понедельник начинается в субботу», к которой приступает Юсуп Бахшиев. Пока же он представил на «Росконе» первую серию триллера «Посредник», премьера которого намечена на осень на канале СТС. Снимается фильм по дилогии Александра Мирера.
Работа росконовцам понравилась, как и фильм «Звено» Романа Романовского. Режиссеры тянутся к фантастам за свежими идеями.
Писатель Юлий Буркин тоже привез в «Поляны» свое кино — «Волшебство «Битлз» в Томске». Под гитару рассказывал о мистических событиях, происходивших с ним после нашумевшей книги «Осколки неба, или Подлинная история «Битлз» и недавно законченной »100 хитов «Битлз» на русском«. Душевной музыки и откровений «Роскону» не занимать. Среда фантастов в отличие от других тусовок открыта и независтлива. Иначе, как сказал Юлий Буркин, не получится донести миру то, что любишь, оцифровать красоту и добро, которых становится все меньше.