«Почта России» в очередной раз потеряла мое письмо. Обычное дело. Пару лет назад ценное заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении вместо доставки адресату было брошено в мой же почтовый ящик. Хотя, напомню, заказные письма вручаются лично под роспись — и только после этого отправляется уведомление о вручении. А тут прямо цирк: мое письмо пришло обратно мне, а уведомление — туда, куда я отправлял письмо...
На мои недоуменные вопросы в почтовом отделении меня попросту «послали»: мол, все оплаченные услуги вам предоставили, а кому что отправлено, разбирайтесь сами. Официальную претензию, оформленную на сайте «Почты России», там тоже успешно утеряли. Ответ я получил только после обращения в пресс-службу ведомства.
И, поверьте, мой случай — далеко не уникальный, хоть и, по уверениям самого ведомства, сохранность письменной корреспонденции там держится на уровне 99,999%. Куда уж там! Если верить этим цифрам, мой личный опыт вписывается как раз в эту 0,0001%... Впрочем, наша почта — дело темное.
Написал официальную претензию в адрес ведомства, просил разыскать уведомление, вернуть уплаченные за пересылку деньги или хотя бы официально подтвердить вручение самого письма, раз уведомление утеряно. И получил ответ (грамматика оригинала):
«В соответствии с условиями приема, обработки, пересылки и вручения, почтовые уведомления подразделяются на категории простые и регистрируемые. Указанное Вами уведомление относится к категории «простое». Уведомления данной категории на всем пути прохождения от отправителя до адресата пересылаются без приписки к почтовым документам. В связи с этим провести документальную проверку и проследить этапы обработки на пути следования простых почтовых отправлений не представляется возможным».
Другими словами: никакой ответственности за утерю письма «Почта России» не несет, денег не вернет. Ну что ж, тогда я обратился с официальным запросом в пресс-службу Московского управления ФГУП «Почта России». Выждав три недели вместо положенных по закону семи дней, вновь поинтересовался ответом на вопрос: гарантирует ли «Почта России» доставку писем доверившихся ей граждан? И что вы думаете? Мое электронное письмо с запросом затерялось где-то между московским и головным офисами ФГУП. Управлений-то множество, как и начальников... Отправил электронное письмо повторно (в отличие от бумажного, его запросто можно отыскать, и платить отдельно за него не требуется). В нем те же вопросы. Гарантирует ли «Почта России» доставку простых писем и отправлений? Если да, то в чем эти гарантии заключаются? В случае если письмо не доставлено, обязана ли «Почта России» возвратить уплаченные деньги?
Получаю издевательскую бюрократическую отписку. Перевожу ее на русский язык. За простое (не заказное) письмо никакой ответственности по факту нет. Если письмо заказное, то вернут только объявленную стоимость отправления.
Ответы по существу на мои в какой-то мере дурацкие вопросы я получил, разговорившись с милой сотрудницей одного из почтовых отделений. Ход нашей беседы прерывали возгласы ее малолетнего сынишки, которого не с кем оставить после детсада: мама работает в две смены. Суть высказываний сотрудницы: она, конечно, старается, но при зарплате в 30-40 тысяч рублей и переработках «ошибки неизбежны».
Как известно, «Почта России» на 100% принадлежит государству и существует фактически за счет бюджета. По данным, приведенным в прессе еще в 2015-м и никем не опровергнутым, прибыль ФГУП за год составила 1,2 млрд рублей, при этом предприятие получило в виде субсидий из госбюджета сумму в 4 раза большую — 5,4 млрд.
Одновременно «Почта России» уменьшила инвестиции в модернизацию и инфраструктуру по сравнению с прошлым годом на 4 млрд. Сейчас выясняется, что 2014-й «ПР» закончила с убытком в 4 млрд рублей, покрытым из бюджета.
На что же пошли деньги налогоплательщиков? В том числе на выплаты премий руководству. Как сообщалось, вознаграждения для топ-менеджеров за 2014 год составили 616,7 млн рублей. По данным самого ФГУП, 442 управленца получили примерно по 1,4 млн рублей. Все это происходило на фоне кризиса и мизерных зарплат остальному персоналу. По данным Минкомсвязи, средняя зарплата сотрудников «Почты России» тогда составила 18,6 тысячи рублей. В сельской местности зарплаты почтовых работников были и того меньше — 5-7 тысяч.
Обо всем этом мы писали неоднократно. Обо всем этом знали и Генпрокуратура, и Минкомсвязи, и другие серьезные ведомства. Но никто не одернул руководство госпредприятия. Неудивительно, что руководитель «Почты России» господин Страшнов с легкостью отверг обвинения в неправомерной выплате себе премии в размере почти 95 млн. Он просто не понимает, какие к нему претензии?! Потому что «сидение на бюджете» — это то, чем занимаются многие руководители ФГУПов и негосударственных компаний, притом что зарплаты основного персонала в десятки и сотни раз меньше руководящих, а предприятия остаются убыточными и несостоятельными.
Потому ушло в песок очередное обвинение Генпрокуратуры в превышении полномочий, выразившееся в выплате премий замам Страшнова в размере 270 млн рублей. А тем временем вице-премьер Ольга Голодец в очередной раз напоминает: россиянам категорически недоплачивают. В то время как «эффективные менеджеры» навроде руководства «Почты России» купаются в деньгах, а их зарплаты никак не соотносятся с результатами их деятельности.
А в это время
Читинский блогер Юрий Черепанов выложил в Сети фото, на которых письма воткнуты в щель у козырька подъезда. Другой читинец продемонстрировал выброшенные извещения «Почты России» и письма, которые вмерзли в подоконник. Еще раньше горожане нашли на пустыре несколько сотен выброшенных писем. И это только в одном Забайкалье! Видимо, все эти случаи тоже входят в те самые 0,0001%, о которых с гордостью рапортует «Почта России»?