
Правительство Российской Федерации издало распоряжение № 3524-р от 19 ноября 2022 года, которое дополняет другое распоряжение — № 1084 от 30 апреля с. г. — словами: «гостиница, культурный центр, визит-центр». Это означает, что теперь на землях лесного фонда можно строить вышеозначенные капитальные объекты. Эти бюрократические подробности важны с точки зрения того, как в нашей стране пишутся законы и правила жизни. Издал распоряжение к распоряжению — и преступники, которые в нарушение Лесного кодекса строили дворцы в лесах и даже на особо охраняемых территориях, тут же превратились в добропорядочных бизнесменов. По некоторым данным, до 12% отелей построены у нас на лесных землях в нарушение имевшегося законодательства. Теперь они легализуются.
А те, кто еще не построился где-нибудь посреди заповедной дубовой рощи, теперь смогут преспокойно это сделать, выдав свою резиденцию, например, за визит-центр. А что: один бизнесмен или высокопоставленный чиновник нанес визит другому. Не подкопаешься. Под эти так называемые рекреационные объекты можно будет подвести любое строение.
В правительстве говорят, что цели у этих распоряжений самые благие: поднять качество и количество услуг и принести доходы регионам. Инициаторы подсчитали, что за пять лет можно будет увеличить номерной фонд загородных отелей на 15-20% и создать 50-60 тысяч новых рабочих мест. Выручка отрасли может составить 85-90 млрд рублей в год. А может и не составить — и тому всегда найдется десяток причин и объяснений.
Логика такая: достаточно разрешить строить посреди тенистых дубрав — и будет нам всем счастье и благополучие. Примерно так же нам говорили, когда продавливали новый Лесной кодекс, по сути, разрушивший всю систему защиты и возобновления лесов, существовавшую в стране, отдавший лес на растерзание нечистым на руку предпринимателям. Прошло 15 лет, а мы все удивляемся: почему лес горит круглогодично, почему его на корню уничтожает вредитель, почему рубят и вывозят за бесценок за рубеж? Придумали даже такие специальные бессовестные термины, как «труднодоступный район, «контролируемое горение». Это чтобы не тушить лесные пожары. Пусть все горит синим пламенем, главное, чтобы горело под контролем.
Говорят, китайцы виноваты. Они-де в нарушение законов рубят нашу тайгу и везут к себе на мебельные фабрики. Как будто китайцы под покровом ночи тайно переходят границу, рубят лес и потайными тропами тащат деревья на свою территорию. Да нет же! Они средь бела дня действуют так, как им позволяют наши законы и правоохранители. Если надо, дают взятки, как это у нас повсеместно принято, организуют дело по нашим же правилам — и извлекают прибыль.
С начала текущего года вроде бы запрещен вывоз необработанной древесины за границу. Идея здравая, в расчете на то, что мы сами создадим мощности по ее переработке. Но пока-то их нет, хотя о том говорят очень давно. И неоткуда этим мощностям взяться. Зато на китайской стороне возведены целые фабричные кластеры, где и доски пилят, и мебель делают, и сборные дома. И все это потом продают нам же, немощным. А все потому, что китайское правительство создает соответствующую инфраструктуру: дороги, линии электропередачи и прочее, а еще дает бизнесу дешевые кредиты. У нас о промышленном развитии Дальнего Востока с жаром говорят десятилетия, собирают пышные форумы и конференции, но сделано очень мало. Дорог по-прежнему нет, как и энергоснабжения и прочих условий для развития, которые бизнес самостоятельно не осилит. Вот и гнали до последнего времени необработанный лес за кордон всеми правдами и неправдами. С начала 2022 года ввели новшество: перевозить лес можно только после создания электронного документа в цифровой системе ЛесЕГАИС. Но это вызвало такую неразбериху, что, как говорили на местах, реально уследить за лесовозами стало невозможно.
Идем в лес дальше? Новое распоряжение правительства, естественно, не предполагает рубку деревьев. Но где вы видели на практике, чтобы в ходе строительства щепки не летели в огромном количестве? Если в принципе будет разрешено строить на лесных землях, обязательно найдутся способы избавиться от мешающих «благому делу» деревьев и даже целых дубрав. Например, в Москве можно привести десятки случаев уничтожения старинных объектов архитектуры и культуры, вроде бы охранявшихся государством. Был памятник — и нет. Загорелся, понимаешь, — несчастный случай. Но всегда за такими эпизодами стоит алчность конкретных людей, которые хотят нажиться, а попутно лишить нас той самой всуе упоминаемой исторической памяти.
Непременным атрибутом рекламы новых жилых комплексов в столице является экология, расположение среди парков и водной глади. В результате в Москве застраиваются даже заповедные зоны. Как? Да очень просто! Зону можно сократить каким-нибудь новым распоряжением. А власти объяснят очередное варварство проверенным тезисом: город должен развиваться!
Примерно то же самое и с распоряжением № 3524-р. Дом отдыха в лесу не может существовать без подъездных дорог, линий электропередачи и прочей инфраструктуры. А как ее построить средь леса, не вырубив целые просеки? В Подмосковье это приведет к уничтожению последних остатков защитного лесного пояса столицы, имеющего стратегическое значение. Впрочем, катастрофическое сокращение пригородных лесов — болезнь не только столичного региона, но и всех крупных городов страны.
Кстати, вышеупомянутое распоряжение правительства — не первое и не последнее. Лесной кодекс 2006 года, сляпанный «на коленке», начали модернизировать на следующий же день после его принятия, внося поправки. Процесс этот, судя по всему, безостановочный и спонтанный, в угоду все новым потребностям. Так, 1 марта 2022 года начали действовать очередные поправки в Лесной кодекс, в соответствии с которыми в лесной зоне разрешено строить капитальные объекты для туризма, спорта, физкультуры и отдыха, а еще здания, необходимые для добычи нефти и газа, гидротехнические и некоторые другие сооружения, объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры. А возведенные ранее такие объекты в нарушение закона разрешено реконструировать, то есть амнистировать.
Словом, наступление на одно из главных наших богатств — русский лес — продолжается, и конца и края этому нет. Бизнес-подход к нему явно не дает желаемого результата: и навара толком нет, и национальное достояние неуклонно сокращается, чахнет и хиреет. О необходимости принятия нового Лесного кодекса, который бы защищал наши леса от хищнического отношения к ним со стороны участников рынка, общественные активисты говорят с тех самых пор, как в 2006 году Госдума приняла действующий кодекс, главная цель которого особо и не скрывалась — извлечение из леса прибыли. Лесной кодекс привел к хаосу в лесной отрасли. Руководители регионов, которым на откуп были отданы лесные угодья, начали одной рукой хищнически зарабатывать, а другой (от имени государства!) сами себя контролировать.
В отсутствие профессиональных лесников наши леса остались без защиты и охраны. Без лесоустройства началась деградация системы знаний о качестве и количестве лесов, его восстановление прекратилось. Как следствие — колоссальные вырубки тайги без должного восстановления, нарушающие принцип неистощимости лесопользования. Кроме того, ежегодно увеличивается площадь лесов, охваченных пожарами. И никакие показные чрезвычайные меры власти, окрики из Москвы не смогли исправить ситуацию.
И вроде бы федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» ставит задачу довести уровень восстановления лесов к 2024 году до 100%. И вроде бы высаживают десятки миллионов саженцев в год. Но леса почему-то не прибавляется. Наоборот. По данным зампредседателя правительства РФ Виктории Абрамченко, ежегодно страна теряет по 450 тысяч лесных гектаров. А потому что из миллионов саженцев выживают 10%. За ними некому ухаживать и оберегать. Нет ни лесников, ни денег. Зато есть пожары и бюрократические игры с цифирью и отчетностью.
Когда по поручению бывшего вице-премьера Алексея Гордеева была наконец создана межведомственная рабочая группа по подготовке нового Лесного кодекса, российские защитники лесов испытали воодушевление. Однако группа успела провести лишь два заседания. Со сменой правительства в январе 2020 года поручение ушедшего в отставку вице-премьера кануло в Лету.
И вот мы видим, как государство все дальше заходит в лес. Тот самый русский лес, которым гордились поколения наших предков. А надо бы перестать все мерить деньгами, быть временщиками, пора наконец осознать себя хозяевами и должным образом относиться к национальному богатству, данному природой.