Главная Культура Афиша 09:39 02 Ноября 2011 2670
Нарисуем — будем жить
В «Геликон-опере» поставили неизвестную в России раннюю оперу Вагнера «Запрет на любовь»
Сергей Бирюков

В «Геликон-опере» поставили неизвестную в России раннюю оперу Вагнера «Запрет на любовь», неожиданно превратив романтическую комедию в ироничный рассказ о затянувшейся реконструкции самой «Геликон-оперы».

Прослышав, что «Геликон» вытащил из забвения юношескую оперу Вагнера, автор этих строк решил: ну вот, театр, хоть известный своими изобретательными зрелищами, но по вокальным силам труппы, конечно, не «Ла Скала», прибегнул к старому козырю — отыскать среди заслуженно забытых партитур одну особенно забытую и попробовать привлечь интерес публики к малознакомому названию.

Но уже увертюра с ее сочетанием оркестровой мощи и полетности показала: и в 22 года Вагнер был Вагнером, и не напиши он потом дюжины своих зрелых опер, оттеснивших «Запрет на любовь» в тень, эта сверкающая контрастами, стремительная по драматургии партитура ставилась бы лучшими театрами мира. Сколько здесь прозрений! Разве мучимый душевными противоречиями сумрачный властолюбец Фридрих с его пафосными ариями и змеиным плетением хроматических мелодий — не прообраз зловещего и трагического Летучего Голландца, а то и самого бога Вотана? Разве громогласно-страстная Изабелла — не старшая сестра валькирии Брунгильды или Изольды с их запредельной экзальтацией? А страдающая от неразделенной любви Мариана не напоминает ли охваченную страстью к Голландцу фанатичку Сенту?

Единственным отчетливым недостатком оперы стал ее слишком запутанный сюжет. С Фридрихом, вице-королем Сицилии, желающим скрыть старый грешок — интрижку с некоей Марианой и оттого запрещающим свободную любовь и ее символ — строящийся Дворец Счастья, — более-менее ясно. Понятно, как Изабелла, растолкав во Фридрихе задавленную сексуальность, хочет подвигнуть того помиловать Клаудио, осужденного за нарушение запрета на свободное проявление любви. Но уже разобраться, в чем функции других персонажей — а их в опере изрядно — без подробного либретто невозможно. Вероятно, эта перегруженность сюжета стала одной из причин не сложившейся сценической судьбы произведения.

Геликоновцы доказали — запрет на «Запрет» был несправедливым. Закроем уши на некоторые оркестровые киксы — ведь и правда, «Геликон» не «Ла Скала», — но вот с вокальной точки зрения в опере в основном порядок. И Марина Карпеченко (Изабелла) — по задаткам вполне себе будущая Брунгильда, и Алексей Дедов — совершенно вагнеровский роковой баритон, и Али Магомедов (Клаудио), пожалуй, потянул бы роль Зигфрида. А собрал этот ансамбль дирижер-постановщик Владимир Понькин. Впрочем, не забудем, все это — в камерном зале нынешнего «Геликона», а «большой» Вагнер требует и большой сцены, где еще неизвестно, как проявили бы себя эти актеры.

Кстати, о помещении. В декорациях Хартмута Шоргхофера (Австрия), где простым перемещением куска крепостной стены меняются массовые сцены на интимные, день на ночь и т. п., нетрудно узнать подобие двора самой «Геликон-оперы» — не того, что во временном здании на Новом Арбате, а реконструируемого, на Большой Никитской. Помните скандал, устроенный охранителями старины из «Архнадзора» по поводу незаконного, с их точки зрения, вторжения в историческую усадьбу Шаховских-Глебовых-Стрешневых, двор которой перестраивается под большой зрительный зал «Геликона»? При виде того, как в спектакле противоборствующие группы периодически наезжали друг на друга этой самой краснокирпичной стеной с характерной башенкой над аркой-подворотней, живо вспоминалось весеннее заседание общественного Градостроительного совета Москвы, где, отодвигая друг друга, ожесточенно спорили реконструкторы и консерваторы, каждый со своими чертежами злополучной башенки и арки. Не зря кто-то из актеров все время носил под мышкой книгу одного из лидеров «Архнадзора» Рустама Рахматуллина «Две Москвы», массовка была одета в строительные комбинезоны и каски, а Фридрих — в начальственный костюм, смешно дополненный Лоэнгриновым золотым шлемом с крыльями. Посыл понятен: может, не стоит так цепляться за крючки закона, а если они мешают живой жизни, то отменить их? Как в опере Вагнера отменили в конце концов дурацкий запрет на любовь, и Дворец Счастья все же был построен.

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4048
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?