Уровень московских школ растет быстро, замечают эксперты, и заметно опережает многие российские регионы. «По уровню подготовки школьников лидирует Москва, на втором месте Тамбовская область, на третьем – Хакасия, - привел данные исследования Центра непрерывного математического образования, составлявшего рейтинг, директор Иван Ященко. - Все эти регионы на слуху: в последние годы в них были реализованы системные проекты в образовании».
На результаты рейтинга повлияли множество факторов, в том числе оценки выпускников на ЕГЭ и результаты школьников на олимпиадах. При этом эксперты учитывали не средние показатели школ, а именно их достижения – позитивные результаты. Тем самым школы лишались смысла искусственно вести отсев слабых учеников, чтобы попадать на вершины топ-листов.
«Мы видели школы, где средний балл по математике превышал 90, но там принимали 100 человек, а выпускали 30. Кончено, такие показатели не учитывались, - рассказал Иван Ященко. - Нам не требовалось писать никаких заявок, делать красивых презентаций, мы смотрели, насколько успешно проявила себя школа в том или ином направлении. В рейтинге Топ-500 есть как крупные многопрофильные и специализированные школы, так и классические небольшие гимназии».
Первое место в федеральном рейтинге занял московский лицей №1535.
«Главное отличие всех школ попавших в рейтинг - это многолетняя работа, быстро таких результатов не добиться, - считает директор лицея Татьяна Воробьева. – Но мы не ставим задачу занять первое место, не готовим детей искусственно к ЕГЭ, хотя это хорошая объективная форма диагностики знаний. Мы просто учим ребят и стремимся это делать качественно, чтобы выпустить всесторонне-развитого человека, успешного в жизни, патриота с гражданской позицией».
«Мы не стали бы успешными, если бы ориентировались только на подсчет рейтинговых баллов, - аналогично считает директор школы №654 имени А.Д. Фридмана Сергей Видякин. - В течение года я слабо интересуюсь, сколько мы набираем, - работать нужно. У каждой школы есть свои проблемы, которые необходимо решать. Высокое место в рейтинге – это еще показатель того, что у школы давно сложился коллектив, и она планомерно повышала свой уровень. В целом, не вижу ничего удивительно в лидерстве столичных школ. Думаю, в следующем году их уровень станет больше.
Новичком рейтинга ТОП-500, впервые попавшим в федеральный список, стала гимназия № 1573.
«Мы молодое учреждение – существуем восемь лет, - рассказывает директор Александр Антипов. – Находимся на окраине Москвы, где трудно было собрать сильных учеников, которые предпочитали посещать брендовые школы в центре. Но мы сумели ответить на социальный запрос, стали крупным многопрофильным образовательным комплексом – от гуманитарных до физико-математических предметов. И сегодня районным детям уже не нужно ехать в центр: все необходимые знания можно получить здесь. Конечно, такие достижения стали возможны благодаря динамичному развитию московской системы образования, дополнительным финансам и их равному справедливому распределению. Сейчас каждая московская школа обладает всеми необходимыми ресурсами для развития: финансовыми, кадровыми, творческими».
Правильным решение перевести все столичные школы на равное финансирование считает и директор школы-победительницы Татьяна Воробьева. «Грош бы нам была цена, если бы мы, занимая высокие места, получали из года в год в 4-5 раз больше остальных школ. Сегодня все оказались в равных условиях», – подчеркивает она.
Свое мнение по организации учебного процесса имеет директор Московской гимназии на Юго-Западе №1543 Юрий Завельский.
«Есть два условия, - говорит он. – Первое: талантливому ребенку нужно создать определенную среду: это среда таких же талантливых детей, как и она сам. Тогда дети обогащают друг друга, как алмазы в сосуде, которые гранятся и постепенно образуются в бриллиант. Задача школы - произвести эти бриллианты, для чего нужно собирать таланты вместе, в одном классе или во всей школе.
Второе – рядом с талантливыми детьми должны быть талантливые учителя, которые могут найти подход к ребенку и помочь развить способности.
Мы сумели у себя собрать под одной крышей таких детей, и что еще важнее – сильных учителей. Благодаря этому мы достигли результата».