Алексей Богдановский, собственный корреспондент РИА «Новости», специально для «Труда» посмотрел, как забастовка может парализовать целую страну.
— Мы не собираемся оплакивать свои лицензии, а пойдем в бой как на праздник — так шли наши предки.
Генсек профсоюза водителей грузовиков и автоцистерн Йоргос Дзордзатос очень красноречив перед телекамерами. Он готов сравнить нынешних забастовщиков с их далекими предками, которые отстояли свою свободу в
Забастовка водителей автоцистерн началась без предупреждения в минувший понедельник. Большинство автозаправок в стране
Неделя застоя
Спустя неделю греческое правительство одержало победу в борьбе с бастовавшими целую неделю водителями автоцистерн. Беспрецедентная гражданская мобилизация и привлечение военных бензовозов сделали свое дело: снабжение восстановилось.
Греки привыкли к забастовкам, но нынешняя история с бензином зашла слишком далеко. Собравшись ехать в отпуск на личных машинах, люди до последнего момента волновались, хватит ли им бензина на дорогу, рвали на себе волосы фермеры, которым нужно было доставить потребителю свежие овощи и фрукты.
В отчаянии были работники туризма: еще немного, и им не хватило бы бензина встретить гостей в аэропорту, да и бронирование туров на август сильно упало после шквала публикаций о греческих забастовках. Туристы и сами были недовольны, когда им нечем было заправить арендованные автомобили.
Впрочем, в остальном гости страны, в том числе и тысячи россиян, пережили забастовку спокойно: как говорит первый секретарь российского посольства в Афинах Антон Занин, наши граждане за помощью не обращались, застрявших на греческих островах
Армия против забастовщиков
В конечном итоге терпение правительства лопнуло, и оно объявило гражданскую мобилизацию водителей — это крайняя мера, предусмотренная на случай войны и других чрезвычайных ситуаций. Теперь за саботаж
Но
А водители… просто отказались подчиниться приказу правительства и вдобавок перекрыли выходы с
Еще недавно все это кончилось бы неизбежной капитуляцией правительства. Но сейчас Греции нечем платить по огромным долгам, кроме как кредитами от ЕС и МВФ, и либерализация рынка труда является одним из главных условий для получения финансовой помощи. Так что греческие власти стоят насмерть.
«Наше государство — не проходной двор, общество не беззащитно. Реформа продолжится», — заявил министр транспорта Димитрис Реппас. И действительно, пока полиция гонялась с
Армия взяла на себя снабжение стратегических объектов — портов, воздушных гаваней, электростанций, больниц. А на бензоколонки под охраной полиции топливо повезли автоцистерны, принадлежащие нефтеперерабатывающим заводам.
Бастующие получили мат от властей и вынуждены были потихоньку возвратиться к работе.
Привилегированное сословие
Так называемые закрытые профессии, куда не пускают людей с улицы, — динозавр греческой экономики, который должен был мирно скончаться еще десятилетия назад.
Первый закон о запрете на выдачу новых лицензий на грузоперевозки был принят в Греции еще до войны, в 1936 году. В
С тех пор лицензии
Сейчас водители недовольны тем, что через несколько лет их лицензии не будут ничего стоить. Они умалчивают о том, что стоимость каждой лицензии многократно окупилась за счет местных
Закрытых профессий в Греции десятки — от фармацевтов и таксистов до архитекторов, инженеров и юристов. Закрытость целых отраслей помогает сделать жизнь дорогой, а экономику — неконкурентоспособной.
Либерализация рынка поможет росту экономики, подстегнет инвестиции и снизит цены для потребителей, повысит занятость и зарплаты, считают греческие власти. Так что реформа — не только требование ЕС и МВФ, но и насущная необходимость, заявляет греческий
Дефицитный товар
Ситуация с бензином в Греции на прошедшей неделе напоминала дефицит товаров в последние годы Советского Союза, где все надо было «доставать». В интернете стали появляться списки заправок, которые еще получали бензин, а на взвинтивших цены заправщиков обрушились блогеры и СМИ.
Жители севера Греции выходили из положения, заправляясь за границей, в Болгарии или Македонии, где к тому же и бензин дешевле. Пошла в ход и знаменитая
И все же главный дефицит в Греции сегодня — не бензин, а согласие. Если и дальше каждый профсоюз и каждый работник будет тянуть одеяло на себя, страна не сможет с достоинством выйти из кризиса, выплатить долги и вернуться к росту экономики.
Это понимает Спирос Гинис, туристический агент. Вместо того чтобы ругать бастующих, он призывает их понять, что все греки должны поддерживать друг друга: «Мы должны наконец осознать, что проблемы — общие для всех. Речь сейчас не об узких интересах отдельных групп, а о судьбе всей страны. Пора всем и каждому подставить плечо и помочь Греции выбраться».
Цифры
- 33 тысячи водителей грузовиков и автоцистерн в Греции
- 70 закрытых специальностей в Греции
- До 300 тысяч евро стоила лицензия водителя бензовоза
Источник: греческая газета «Катимерини»