Водители автоцистерн парализовали жизнь в Греции, но не добились своего

Целую неделю бастовали водители автоцистерн, требуя сохранить им льготы и не допускать в закрытую профессию новых людей

Алексей Богдановский, собственный корреспондент РИА «Новости», специально для «Труда» посмотрел, как забастовка может парализовать целую страну.

— Мы не собираемся оплакивать свои лицензии, а пойдем в бой как на праздник — так шли наши предки.

Генсек профсоюза водителей грузовиков и автоцистерн Йоргос Дзордзатос очень красноречив перед телекамерами. Он готов сравнить нынешних забастовщиков с их далекими предками, которые отстояли свою свободу в греко-персидских войнах 2500 лет назад.

Забастовка водителей автоцистерн началась без предупреждения в минувший понедельник. Большинство автозаправок в стране быстро остались без бензина и дизельного топлива. Многие заправки закрылись, вдоль дороги из Афин в Салоники стояли очереди из бензовозов. Владельцы автоцистерн отказались снабжать бензоколонки топливом, потому что правительство захотело сделать их закрытую профессию доступной для всех.

Неделя застоя

Спустя неделю греческое правительство одержало победу в борьбе с бастовавшими целую неделю водителями автоцистерн. Беспрецедентная гражданская мобилизация и привлечение военных бензовозов сделали свое дело: снабжение восстановилось.

Греки привыкли к забастовкам, но нынешняя история с бензином зашла слишком далеко. Собравшись ехать в отпуск на личных машинах, люди до последнего момента волновались, хватит ли им бензина на дорогу, рвали на себе волосы фермеры, которым нужно было доставить потребителю свежие овощи и фрукты.

В отчаянии были работники туризма: еще немного, и им не хватило бы бензина встретить гостей в аэропорту, да и бронирование туров на август сильно упало после шквала публикаций о греческих забастовках. Туристы и сами были недовольны, когда им нечем было заправить арендованные автомобили.

Впрочем, в остальном гости страны, в том числе и тысячи россиян, пережили забастовку спокойно: как говорит первый секретарь российского посольства в Афинах Антон Занин, наши граждане за помощью не обращались, застрявших на греческих островах из-за забастовки тоже не оказалось.

Армия против забастовщиков

В конечном итоге терпение правительства лопнуло, и оно объявило гражданскую мобилизацию водителей — это крайняя мера, предусмотренная на случай войны и других чрезвычайных ситуаций. Теперь за саботаж бастующие могли лишиться лицензий и даже (теоретически) оказаться в тюрьме.

Но из-за нерасторопности местных властей повестки стали расходиться лишь через двое суток после начала мобилизации.

А водители… просто отказались подчиниться приказу правительства и вдобавок перекрыли выходы с нефтеперерабатывающих заводов, чтобы штрейкбрехеры не прошли. Заодно они устраивали стычки с полицией, кадры которых разлетались по всему миру.

Еще недавно все это кончилось бы неизбежной капитуляцией правительства. Но сейчас Греции нечем платить по огромным долгам, кроме как кредитами от ЕС и МВФ, и либерализация рынка труда является одним из главных условий для получения финансовой помощи. Так что греческие власти стоят насмерть.

«Наше государство — не проходной двор, общество не беззащитно. Реформа продолжится», — заявил министр транспорта Димитрис Реппас. И действительно, пока полиция гонялась с повестками за забастовщиками, на трассу вышли армейские бензовозы.

Армия взяла на себя снабжение стратегических объектов — портов, воздушных гаваней, электростанций, больниц. А на бензоколонки под охраной полиции топливо повезли автоцистерны, принадлежащие нефтеперерабатывающим заводам.

Бастующие получили мат от властей и вынуждены были потихоньку возвратиться к работе.

Привилегированное сословие

Так называемые закрытые профессии, куда не пускают людей с улицы, — динозавр греческой экономики, который должен был мирно скончаться еще десятилетия назад.

Первый закон о запрете на выдачу новых лицензий на грузоперевозки был принят в Греции еще до войны, в 1936 году. В 60-е годы власти хотели провести либерализацию профессии, но так и не решились — лишь раздали новые лицензии. В последний раз массовая выдача лицензий произошла четверть века назад: в 1986 году разрешения на работу получили 800 греков — беженцев из африканского Заира.

С тех пор лицензии водителей-профессионалов стали на вес золота, их передавали по наследству и перепродавали за сотни тысяч евро. А ведь закрытость профессии перевозчика грузов означает монопольное положение узкой группы работников и высокие цены для каждого жителя страны.

Сейчас водители недовольны тем, что через несколько лет их лицензии не будут ничего стоить. Они умалчивают о том, что стоимость каждой лицензии многократно окупилась за счет местных потребителей. Теперь водителям придется мириться с наличием конкуренции и невозможностью извлекать выгоду из воздуха.

Закрытых профессий в Греции десятки — от фармацевтов и таксистов до архитекторов, инженеров и юристов. Закрытость целых отраслей помогает сделать жизнь дорогой, а экономику — неконкурентоспособной.

Либерализация рынка поможет росту экономики, подстегнет инвестиции и снизит цены для потребителей, повысит занятость и зарплаты, считают греческие власти. Так что реформа — не только требование ЕС и МВФ, но и насущная необходимость, заявляет греческий премьер-министр Йоргос Папандреу.

Дефицитный товар

Ситуация с бензином в Греции на прошедшей неделе напоминала дефицит товаров в последние годы Советского Союза, где все надо было «доставать». В интернете стали появляться списки заправок, которые еще получали бензин, а на взвинтивших цены заправщиков обрушились блогеры и СМИ.

Жители севера Греции выходили из положения, заправляясь за границей, в Болгарии или Македонии, где к тому же и бензин дешевле. Пошла в ход и знаменитая семейст-венность греческого общества: у многих есть близкие люди или земляки, работающие на бензоколонках и всегда готовые припасти канистру бензина для кума или друга. Да и привычка к забастовкам сыграла свою роль: уже в первый день стачки многие заправили полные баки.

И все же главный дефицит в Греции сегодня — не бензин, а согласие. Если и дальше каждый профсоюз и каждый работник будет тянуть одеяло на себя, страна не сможет с достоинством выйти из кризиса, выплатить долги и вернуться к росту экономики.

Это понимает Спирос Гинис, туристический агент. Вместо того чтобы ругать бастующих, он призывает их понять, что все греки должны поддерживать друг друга: «Мы должны наконец осознать, что проблемы — общие для всех. Речь сейчас не об узких интересах отдельных групп, а о судьбе всей страны. Пора всем и каждому подставить плечо и помочь Греции выбраться».

Цифры

Источник: греческая газета «Катимерини»