Правительство Дмитрия Медведева продолжает приватизационные игры с государственными стратегическими активами. В ход теперь пошли «фишки» ОАО «Российские железные дороги»: за 2013 год решено продать «пилотный пакет» — 5% этой госкомпании.
Напомним: минувшим летом правительство планировало куда более масштабную продажу — 25% минус 1 акцию. Но резко против выступило руководство РЖД. Теперь сторонники распродажи стратегической госсобственности заходят с другого бока, предлагая откусить чуть-чуть, а дальше видно будет.
Причем покупатель первой доли уже практически назначен — это государственный Внешэкономбанк. Поэтому говорить о какой-либо финансовой стороне сделки не приходится: чиновники просто переложат деньги из одного кармана в другой. Зато, как заявил на заседании кабинета министр экономразвития Андрей Белоусов, «это очень важно для того, чтобы сделать компанию публичной и создать, по сути дела, рыночную оценку ее стоимости». То есть создать прецедент «распатронивания» госпакета стратегического актива.
Похоже, для нынешнего кабинета министров это было и остается генеральным курсом. Чуть больше месяца назад, выступая на Гайдаровском форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил свою приверженность приватизации госсобственности, которая якобы должна повысить конкурентоспособность российского бизнеса. При этом премьер заявил, что «продажа активов должна проводиться в благоприятных рыночных условиях, но нельзя их бесконечно ждать, так вообще ничего никогда не продадим».
Тем временем группа авторитетных российских ученых-экономистов — научный совет РАН по проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию под руководством советника президента России Сергея Глазьева — подготовила совсем иные рекомендации для президентской администрации. Ученые призывают президента радикально изменить экономическую политику. А именно — усилить государственный сектор экономики и ввести мораторий на приватизацию.
Они считают, что во время турбулентности и депрессии в экономике, наблюдаемых в настоящее время, традиционные рыночные механизмы дают сбой, и главным субъектом роста в экономике становится государство. Именно власть в такие критические моменты может и должна напрямую управлять ключевыми для модернизации структурами, национализируя их, а также вводить системы планирования. В качестве примера авторы доклада указывают на капиталистические государства в 1930-1950-х годах и новые индустриальные страны во второй половине прошлого века. Есть классический пример, когда Рузвельту удалось вытащить экономику из депрессии и попутно создать сеть отличных дорог за счет государственных заказов.
Вот и для нынешней России, по мнению группы Глазьева, сейчас настал момент, когда нужен «технический переворот», который сможет осуществить только государство, так как частная инициатива слишком слаба. В этих условиях усиление роли государства в экономике становится объективно необходимым, а приватизацию имеет смысл проводить позже, только после выхода на новый технологический уклад.
Разумеется, у предлагаемой новой стратегии есть немало противников — хотя бы потому, что она еще не обсуждалась всерьез на высшем уровне. Но, с другой стороны, очень многим авторитетным экономистам и политикам сегодня все яснее становится порочность либерального курса, проводимого кабинетом министров под руководством Дмитрия Медведева и его главного «теоретика» Аркадия Дворковича. Тем более что курс все чаще противоречит стратегии президента Владимира Путина, обозначенной в его предвыборных статьях и подтвержденной серией майских (2012 года) «инаугурационных указов».
Более того, назначенный в том же мае президентом кабинет министров все чаще игнорирует прямые директивы главы государства. В деловой прессе уже упоминалось, что экспертное управление президента весьма озабочено этим обстоятельством. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности депутат Дмитрий Горовцов подтверждает: «По данным контрольного управления президента, процент исполняемости поручений главы государства крайне низок. На конец 2012 года этот показатель составил не более 30%, да и сейчас не слишком изменился». Учтем, что президент нечасто вмешивается в «правительственные заботы». Но куда деваться, если ситуация в стране (в сфере бюджетной и налоговой политики, пенсионного обеспечения) стабильно ухудшается и порой становится взрывоопасной? Об этом свидетельствуют и снижение ИСН — индекса социальных настроений, который регулярно, 6 раз в году, замеряется социологической службой Левада-Центра. Индекс выражает совокупную динамику оценок населением различных сторон личной и общественной жизни. Его динамика в последний год свидетельствовала о неблагоприятном развитии общественных настроений практически во всех сферах, но особенно в экономике: негатив ожиданий здесь в ближайший год вырос на 9%.
В результате падает доверие к власти, к правительству. При этом социологи отмечают, что представления людей о работе федерального правительства никогда не были особенно благоприятными. Но они заметно улучшились, пока председателем правительства оставался нынешний президент России. После чего рейтинг кабинета пошел вниз. Последний опрос, проведенный
Причем большинство претензий россиян к правительству имеет экономический характер. Около половины опрошенных (47%) недовольны тем, что правительство не может справиться с ростом цен и падением доходов населения, 31% респондентов — что не заботится о социальной защите населения, 27% обвиняют в коррумпированности, 26% — в неспособности обеспечить людей работой.
И на этом фоне кабинет нынешнего премьера продолжает линию на распродажу стратегических активов государства — последнего резерва России, тех самых активов, которые позволяют отечественной экономике держаться на плаву в период реформирования и модернизации. Но ведь за такое создание «восточного базара» вместо цивилизованного рынка рано или поздно придется ответить...