Владивосток ждет политиков и бизнесменов из стран АТЭС. Как идет подготовка к саммиту, который открывается 2 сентября? Сколько стоили новые мосты, гостиницы, дороги и что будет со всем этим добром и Дальним Востоком, когда гости разъедутся? На вопросы отвечал на пресс-конференции в РИА «Новости» глава Минвосток-развития Виктор Ишаев.
«Мы люди широкой души, гостей принимаем с размахом, — рассказал Ишаев. — На сегодняшний день на подготовку саммита потрачено 670 млрд рублей». Цифра официальная. Для сравнения: это примерно половина бюджета Москвы, полтора бюджета Санкт-Петербурга. Заграница просто отдыхает. Как признался министр, он бывал на многих саммитах, но нигде не видел такого размаха.
Вообще-то и мы сначала хотели потратить намного меньше. Но не получилось. Потому что местных ресурсов оказалось слишком мало для дальневосточных строек века. На остров Русский, где разместились основные объекты саммита, приходилось завозить все, от гастарбайтеров до питьевой воды и стройматериалов. Щебень, например, брали из Хабаровского края, а песок — из Северной Кореи.
Но теперь все позади. «Город стал фасадом страны на Дальнем Востоке, — сказал Виктор Ишаев. — Некоторые до сих пор думают, что у нас тут медведи по улицам ходят. А сейчас политики, бизнесмены приедут и убедятся, что Россия — современная страна, с нами можно иметь дело».
Министр особо подчеркнул, что все построенные к саммиту объекты — инфраструктурные. Владивосток получил продвинутую транспортную и коммунальную инфраструктуру — новый аэропорт, газ, дороги, мосты и современную связь, а также подземное водохранилище, очистные сооружения. Есть все условия для жизни и бизнеса.
Теперь дело за тем, чтобы за этим фасадом расселить жильцов, то есть привлечь капитал и квалифицированные кадры.
А вот это может оказаться куда сложнее, чем протянуть нитку газопровода или построить автобан. После отмены северных коэффициентов и социальных льгот люди стали уезжать из всех регионов Дальнего Востока, и сегодня этот процесс продолжается. Впрочем, Виктор Ишаев верит, что поток можно повернуть вспять, если вернуть льготы и преференции.
«Мы выступаем за то, чтобы все вновь создаваемые производства в дальневосточных районах освобождались от налогов до момента полной окупаемости, — сообщил министр. — То есть для них на сто процентов должны быть отменены налоги на прибыль, на имущество и на землю».
Скорее всего, такие льготы обойдутся казне не дешевле, чем саммит. Но вряд ли это будет выглядеть так эффектно, как вантовый мост. Поэтому в большой дальневосточный офшор слабо верится.