Сначала торжественную церемонию вручения "Золотого орла" назначали на одну дату, потом - на другую. Наконец презентация премии состоялась в рамках Московского международного кинофестиваля. Тогда вручили призы академии за вклад в мировое кино. Увы, не обошлось без шероховатостей. Вместо знаменитого итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи, который не смог приехать в Москву, в спешном порядке вручили приз замечательной актрисе Татьяне Самойловой. Надо ли говорить, что она заслуживала награды сама по себе, а не вместо кого-то. Словом, вышла бестактность, которую академики, похоже, как бы не заметили... На той же презентации наряду с живыми корифеями наградили еще и Андрея Тарковского. Создатель "Иванова детства" и "Зеркала", разумеется, выдающийся режиссер и заслуживает всяческих почестей, но ведь при полном отсутствии внятных критериев можно было наградить и Эйзенштейна с Пудовкиным, и Довженко с Протазановым, а то, чем черт не шутит, и братьев Люмьер уважить...
Немало вопросов и сомнений возникло у меня и после недавней пресс-конференции отцов-основателей академии. На ней были оглашены номинанты премии "Золотой орел", которая будет вручаться уже очень скоро - 27 сентября. Присутствующим раздали объемные папки со списками, в которых фигурируют 23 игровых фильма, 33 неигровых, 7 дебютов, 14 телесериалов, 17 анимационных лент, 20 зарубежных картин... Устроители пресс-конференции с гордостью подчеркнули, что на первом этапе голосовать будут все члены Союза кинематографистов. А это, для справки, 4500 человек, живущих не только в Москве и Питере, но и в Воронеже, Мурманске, Иркутске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону...
Зададимся невинным вопросом: как им будут доставлены анкеты для голосования? По почте? Так за оставшееся время никакие письма не успеют обернуться. Но даже если предположить, что у каждого члена союза есть персональный компьютер, то, спрашивается, когда и, главное, где он сможет увидеть такую прорву новейших картин - и это при нашем разрушенном прокате? Многих фильмов, заявленных в списке, даже я, профессиональный кинокритик, в глаза не видел, в том числе "Русский ковчег" Александра Сокурова, "Олигарх" Павла Лунгина, "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева, которые были показаны только на фестивале в Выборге, "Дом дураков" Андрея Кончаловского, который вообще не видел никто, - в эти дни фильм впервые сможет увидеть лишь венецианская публика... Спрашивается: что же это будет за голосование? Насколько его можно считать репрезентативным? И не создает ли такая неразбериха питательную среду для получения "нужных" академикам результатов? Во всяком случае, я, член Союза кинематографистов, живущий не во Владивостоке, а в Москве, пока никаких списков для голосования не получил. А вручение премии должно состояться, напомню, уже менее чем через месяц...