Главная Культура 00:20 31 Января 2019 4629
Шесть московских зим перед каннской весной

Режиссер Сергей Дворцевой - о трудных съемках и триумфальном взлете фильма «Айка»

Леонид Павлючик
Фильм «Айка» удостоен приза за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Айка», удостоенный приза за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале, вошедший в шорт-лист «Оскара». Это пронзительное, страшное, безысходное и человечное кино, взывающее к нашему милосердию. В центре картины — судьба молодой киргизской женщины по имени Айка. Она оказалась в холодной, заснеженной Москве без работы, денег, жилья, с просроченной регистрацией и новорожденным ребенком на руках...

— Сергей, как у вас возникла идея картины?

— Идея появилась после прочтения строчки в Интернете, которая скупо сообщала, что в Москве 248 киргизских женщин отказались от своих детей, оставив их в родильных домах. Я русский человек, но 29 лет прожил в Казахстане, хорошо знаю ментальность азиатов с их культом детей, семьи. Стал думать: в какие немилосердные условия должна попасть женщина, чтобы отречься от своего ребенка? Начал знакомиться с гастарбайтерами из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, входить в тяжелые, часто невыносимые обстоятельства их жизни. Так постепенно оформился замысел фильма.

— Ваша первая игровая картина «Тюльпан», снятая после ряда ярких документальных лент, вышла на экраны 10 лет назад. Почему так долго шли ко второму фильму?

— «Тюльпан» в свое время получил дюжину призов на международных фестивалях, включая Гран-при в Каннском конкурсе «Особый взгляд». Если лента получается успешной, потом примерно год уходит на ее фестивальные премьеры, на поездки по разным странам, где картина выходит в прокат. Это тоже труд, порой тяжелый. Так что после завершения работы над фильмом чувствую себя, как разряженная батарейка. И мне требуется время, чтобы заново подзарядиться.

Сценарий «Айки» мы с Геной Островским, с которым работали и над «Тюльпаном», написали примерно за год. Еще какое-то время ушло на подготовку к съемкам. Это тоже нелегкое дело, поскольку в картине снималось много настоящих гастарбайтеров. Из них надо было сделать актеров. Для этого у меня есть своя система, специальный тренинг. Приходилось подолгу репетировать с людьми, чтобы они могли сыграть свои роли.

Но не раз бывали случаи, что ты уже начал снимать непрофессионального актера, а его раз — и выслали. У многих гастарбайтеров липовые документы, внешне неотличимые от настоящих. Они и сами не знают зачастую, на законных они основаниях в России или нет. И мне после их депортации приходилось начинать работу с нуля. Это тоже затянуло работу над фильмом. В общей сложности съемки заняли шесть лет.

— Шесть лет? Сегодня фильм снимают за шесть недель...

— Конечно, мы не работали все эти шесть лет изо дня в день. Снимали зимой, поскольку самые первые и весьма удачные эпизоды были сняты во время снегопада. Мы так не планировали, но я решил использовать эту непрекращающуюся метель, мокрые хлопья снега, грязную снежную кашу под ногами для создания в фильме особой атмосферы.

— В итоге, холодный, завьюженный мегаполис стал еще одним героем фильма...

— Этим я, кстати, отличаюсь от большинства коллег, которые снимают строго по сценарию, игнорируя возникающую на съемках жизненную реальность. Я делаю наоборот: встраиваю реальность в сценарий, по ходу дела меняя исходный замысел. Так, сценарий «Айки» был изменен процентов на 80, в фильме от него осталась только общая канва. Главное для меня — добиться на экране ощущения живой, взаправдашней жизни. Чтобы ни в одном кадре не было даже намека на фальшь.

— И как к этому относятся ваши продюсеры?

— Они хорошо знают мой творческий метод и потому терпят. Понимают, что получат на выходе уникальный результат. Начиная фильм, я сам до конца не знаю, каким он будет, чем закончится. Это зависит от нашей съемочной группы, от встреч с вчера еще незнакомыми людьми, от того, что происходит в стране и мире, от погодных условий, наконец. Перенеся действие фильма в снежную зиму, пришлось все время ловить для съемок нужную погоду. Но так случилось, что три зимы в Москве были практически бесснежными, мы подолгу сидели, ждали с моря непогоды. Закончили съемки прошлой (к счастью, снежной) зимой. А уже весной 2018 года картина оказалась в конкурсе Каннского фестиваля.

— Как удалось туда попасть?

— Я снимал «Айку» в хронологическом порядке — так, как развивается сюжет. Это делалось для того, чтобы актриса по ходу съемок накапливала нужное эмоциональное состояние. Параллельно я монтировал отснятый материал. Президент фестиваля Тьерри Фремо посмотрел первую часть картины, вторая была сырой, часть эпизодов предстояло доснять. То, что он увидел, ему понравилось. Он сказал, что возьмет «Айку» в Канн, если я железно пообещаю, что закончу фильм к фестивалю.

На все про все у меня оставался месяц. Все-таки я решил воспользоваться шансом. Началась страшная гонка, я спал по два-три часа в сутки. В итоге удалось завершить картину буквально за два дня до конца фестиваля, это была, по сути, черновая версия. В нее вошли даже репетиционные эпизоды, которые я не успел переснять.

Тем не менее, в Канне фильм, показанный в последний день фестиваля, встретили горячо, а прекрасная актриса Самал Еслямова, которую я снимал еще в «Тюльпане», впервые в истории отечественного кино была удостоена приза за лучшую женскую роль. Уже после фестиваля я доделал фильм. По сравнению с каннской версией картина стала намного лучше. Зрители увидят окончательный вариант фильма.

— Ваша лента вошла в оскаровский шорт-лист, но не попала в пятерку номинантов. Огорчились?

— Грех жаловаться. Мы получили значимую награду в Канне, далеко продвинулись на «Оскаре». Это открыло фильму окно в большой мир. В эти дни «Айка» выходит в прокат во Франции, на очереди вся Европа, Китай, Япония, США. А наша актриса стала международной звездой. Она снимается в европейских, японских, китайских, российских фильмах.

Что касается «Оскара», то многие и так удивлялись, что мы попали в короткий список — по общему мнению, самый сильный по подбору картин за многие годы. С нашим скромным бюджетом, который удалось наскрести на промоушн фильма, мы не могли рассчитывать на большее. Чтобы заставить Америку посмотреть и полюбить твое кино, нужны сотни тысяч, а то и миллионы долларов на раскрутку фильма.

Я как-то ехал на такси по Сансет бульвару и буквально на протяжении 200 метров насчитал шесть огромных билбордов с рекламой фильма «Рома» в постановке мексиканца Альфонсо Куарона. Сколько это может стоить, я даже боюсь прикидывать. У нас таких денег даже близко не было. Но сердцем я надеялся, что мы пройдем в следующий этап оскаровской гонки, хотя умом понимал, что это практически невозможно...

— Что дальше? Будем ждать вашу новую картину еще 10 лет?

— Не пугайте меня. Хотя я сам не знаю, когда сниму следующий фильм. Моя проблема в том, что я продолжаю относиться к кино, как к искусству, а не как к работе или бизнесу. Сегодня мало кто так живет. Снимают не фильм, а продукт. Порой начинаю подумывать, не вернуться ли мне в авиацию, где я работал в молодые годы. Так ведь обратно не примут...

— Почему в свое время решили уйти в кино?

— Наверное, потому, что в авиации в какой-то момент мне стало все наперед известно. Я утрирую, конечно, но самолет, по сути, — тот же утюг: техника, которую ты однажды освоил, научился ею управлять. А кино — это всегда поиск чего-то нового. Езда в незнаемое, как сказал поэт.

После успехов в Канне и на «Оскаре» я стал получать предложения из разных стран мира. Рассматриваю эти авансы, но все-таки хочу снимать у себя на родине. Здесь, как мне кажется, я многое понимаю про людей, про их тревоги и надежды. А во Франции или там Китае, Африке снимать будет тяжело, это для меня чужая жизнь.

— И все-таки, есть на горизонте новый замысел?

— Сейчас впервые в своей жизни подумываю об экранизации советского автора, не могу пока назвать его имя. Скажу только, что изложенная в книге история меня всерьез зацепила. По сложившейся традиции (так было и с «Айкой») на маленькую кинокамеру оперативно сниму эскиз, набросок фильма и посмотрю, как это выглядит на экране. Если пойму, что не ошибаюсь, начну снимать заново и всерьез. И надеюсь, что мой новый фильм выйдет все-таки раньше, чем через десять лет.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9510
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7203
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?