Работы, созданные Татьяной Михайловной, можно пересчитать по пальцам двух рук, но без них нельзя представить ни историю отечественного кино, ни его сегодняшний день, ни — наверняка — будущее.
Сергей Бирюков
Достаточного одного названия — «Семнадцать мгновений весны», чтобы представить себе значение Лиозновой в отечественной культуре. Сколько сломано копий вокруг того, правдива ли лента или это всего лишь красивая легенда о романтическом
Татьяна Лиознова создала миф своей эпохи не только потому, что была наделена огромным талантом, но и потому, что радости и боли этой эпохи сполна познала на себе. Родилась в Москве в семье инженера, в первые же дни войны записавшегося в ополчение и в том же 1941 году убитого на фронте. Загорелась страстью к кино, поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Уже в юные годы проявила режиссерскую хватку: сняла в студенческой курсовой короткометражке «Кармен» Инну Макарову так, что искавший для фильма «Молодая гвардия» Любку Шевцову Александр Фадеев сказал: да вот же она, Любка!
После института были девять лет ожидания крупной постановки, которая сразу сделала ее известной: это «Память сердца» — лирический фильм о войне с замечательными актерскими работами Тамары Макаровой и Алексея Попова.
Ее «Три тополя на Плющихе» возникли из песни Александры Пахмутовой «Нежность» и небольшого рассказа Александра Борщаговского, но мастерство постановщика и игра звездного дуэта Татьяны Дорониной и Олега Ефремова сделали ленту одним из лучших лирических фильмов
А
А еще были «Мы, нижеподписавшиеся» по мастерской пьесе Александра Гельмана (кто говорит, что производственную тему нельзя сделать на уровне настоящей большой драмы?), одна из лучших отечественных музыкальных лент «Карнавал» с Ириной Муравьевой…
К сожалению, много лет Татьяна Михайловна тяжело болела и не то что не снимала — ей и общаться с людьми, кроме самых близких, было очень трудно. Года четыре назад, когда состояние ее здоровья резко ухудшилось, вдруг оказалось, что у нее нет денег на лечение. «Труд» узнал об этом, режиссера удалось госпитализировать.
Татьяна Михайловна принадлежала к формации людей, которых интересовало прежде всего их дело, а не материальное богатство. Заработав государству миллионы, такие люди подчас не зарабатывают себе на обеспеченную старость. Впрочем, сейчас этот людской тип, похоже, уходит в историю.