Мгновения сочтены

На 88-м году жизни в Москве скончалась Татьяна Лиознова — ярчайший и самобытнейший российский кинорежиссер

Работы, созданные Татьяной Михайловной, можно пересчитать по пальцам двух рук, но без них нельзя представить ни историю отечественного кино, ни его сегодняшний день, ни — наверняка — будущее.

Сергей Бирюков

Достаточного одного названия — «Семнадцать мгновений весны», чтобы представить себе значение Лиозновой в отечественной культуре. Сколько сломано копий вокруг того, правдива ли лента или это всего лишь красивая легенда о романтическом герое-разведчике, вошедший в мифологию о великой войне, которая на самом деле была вовсе не такой, какой описана в произведениях советского периода… Но ведь точно так же ломаются копья и вокруг других легендарных героев и эпопей, а человечество верит в них, порой тысячи лет.

Татьяна Лиознова создала миф своей эпохи не только потому, что была наделена огромным талантом, но и потому, что радости и боли этой эпохи сполна познала на себе. Родилась в Москве в семье инженера, в первые же дни войны записавшегося в ополчение и в том же 1941 году убитого на фронте. Загорелась страстью к кино, поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Уже в юные годы проявила режиссерскую хватку: сняла в студенческой курсовой короткометражке «Кармен» Инну Макарову так, что искавший для фильма «Молодая гвардия» Любку Шевцову Александр Фадеев сказал: да вот же она, Любка!

После института были девять лет ожидания крупной постановки, которая сразу сделала ее известной: это «Память сердца» — лирический фильм о войне с замечательными актерскими работами Тамары Макаровой и Алексея Попова.

Ее «Три тополя на Плющихе» возникли из песни Александры Пахмутовой «Нежность» и небольшого рассказа Александра Борщаговского, но мастерство постановщика и игра звездного дуэта Татьяны Дорониной и Олега Ефремова сделали ленту одним из лучших лирических фильмов 1960-х, и не только в России, но и в мире.

А 1973-й принес те самые «Семнадцать мгновений», во время показа 12 серий которых по телевидению улицы городов вымирали. Какой режиссерской особостью нужно было обладать, чтобы «герою-любовнику» Вячеславу Тихонову дать роль непреклонного и в то же время человечного разведчика, чтобы в Леониде Броневом (до того не снимавшемся) открыть крупнейшего мастера характерной роли…

А еще были «Мы, нижеподписавшиеся» по мастерской пьесе Александра Гельмана (кто говорит, что производственную тему нельзя сделать на уровне настоящей большой драмы?), одна из лучших отечественных музыкальных лент «Карнавал» с Ириной Муравьевой…

К сожалению, много лет Татьяна Михайловна тяжело болела и не то что не снимала — ей и общаться с людьми, кроме самых близких, было очень трудно. Года четыре назад, когда состояние ее здоровья резко ухудшилось, вдруг оказалось, что у нее нет денег на лечение. «Труд» узнал об этом, режиссера удалось госпитализировать.

Татьяна Михайловна принадлежала к формации людей, которых интересовало прежде всего их дело, а не материальное богатство. Заработав государству миллионы, такие люди подчас не зарабатывают себе на обеспеченную старость. Впрочем, сейчас этот людской тип, похоже, уходит в историю.