Электробензин
Электрический двигатель гораздо удобнее и лучше, чем его конкурент — двигатель внутреннего сгорания. В его
Но у него есть один очень серьезный недостаток: он не может работать на жидком топливе. Ему для работы обязательно нужен заряженный электричеством аккумулятор. А хранить энергию в аккумуляторах для машины примерно то же самое, что нам получать
Одним из первых догадался, как можно объединить плюсы электрического двигателя (далее — ЭД) и двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС), Фердинанд Порше. В 1900 году этот молодой электрик сконструировал для австрийской Lohner электромобиль
В ту далекую пору
В 1915 году компания The Woods Motor Vehicle произвела на свет несколько иной агрегат, названный ею «Двойная сила». Он также был оснащен и ЭД и ДВС, только ЭД тут никак не был связан с ДВС, а питался от аккумулятора. Хитрость
Правда, периодически про них вспоминали. Например, когда конструировали
Про экономичные легковые гибриды вспомнил в
Вперед, в будущее
Однако в настоящее серийное производство гибриды были запущены только в конце
Этот пятиместный седан в базовом варианте оснащен легким полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 76 л. с. и электромотором в 67 л. с. До 60 км/ч машина разгоняется на электромоторе, а дальше бортовой компьютер включает бензиновый двигатель. Причем стартер ему уже, естественно, не требуется. На крейсерской скорости 130–140 км/ч ДВС Prius придерживается наиболее удобных и экономичных 5000 оборотов в минуту. А когда водитель, решив выжать из машины все по максимуму, топит педаль в пол, на помощь бензиновому приходит электродвигатель — при этом мощность вырастает до 111 л. с. В результате машина набирает 100 км/ч за 10,9 секунды и разгоняется до 180 км/ч. При этом средний расход топлива составляет 5,1 литра на 100 км, а на трассе его можно снизить вообще до 3,8 литра. Само собой разумеется, что величина максимального пробега на одной заправке увеличивается, по сравнению со стандартным авто, вдвое, а выбросы вредных газов сокращаются на 85%.
Гибрид каждый киловатт, который обычно уходит в воздух, стремится закачать в свои аккумуляторы. Когда машина едет под горку или тормозит, она не сжигает тормозные колодки, а подключает к колесам электродвигатель. Нормальный ЭД умеет не только преобразовывать электрическую энергию в механическую, но и производит противоположную операцию, выступая уже в роли генератора. И когда колеса вращают его ротор, он вырабатывает электричество, которое и идет на пополнение аккумуляторов. Такая система торможения, применяемая сегодня почти во всех гибридах, называется рекуперативной.
У стандартного гибридного автомобиля отсутствует и стандартная КПП. Но это и понятно: для ЭД она вообще не нужна, а ДВС работает в довольно узком диапазоне скоростей, в котором никаких особенных переключений тоже не требуется. Нормальное
Еще одним эталоном легкового гибрида считается Honda Insight. В этой машине все направлено на экономию бензина и на уменьшение выхлопа. Ее крохотный литровый ДВС мощностью 67 л. с. весит всего 56 кг.
Плюс на минус
Конечно, гибриды состоят отнюдь не из одних достоинств. Глупо обвинять в их непопулярности мировую нефтяную мафию. У этих машин есть пока немало недостатков, мешающих агрессивному внедрению на мировой авторынок. Первый — это относительно высокая цена. Как бы ни старались производители, она превышает цену их обычных аналогов на несколько тысяч долларов. Однако недостаток этот весьма относителен — все зависит от того, насколько активно используется авто. Если машина покупается для поездок на работу и обратно, а ее пробег за месяц не превышает 3000 км, то эти лишние тысячи долларов за счет экономичности будут окупаться многие годы. А вот если за рулем гибрида сидит профессионал, наматывающий в сутки сотни километров, то разница в цене отбивается за несколько месяцев.
Второй недостаток гибридов — сложность конструкции. Пока еще не любой автомеханик возьмется за его ремонт, тем более что большую роль здесь играет тонкая компьютерная настройка. Некоторые деятели критикуют гибриды за малошумность: дескать, такие машины представляют повышенную опасность для пешеходов, в особенности для слепых. Гибриды и вправду шумят значительно меньше, чем обычные машины. Тот же ЭД работает вообще почти бесшумно, но вряд ли это можно расценивать как настоящий минус. В конце концов машину можно оборудовать специальным шумогенератором.
Эксперты говорят, что продажи гибридных машин, включая грузовики, растут на 30% в год. Причем процессу не мешает даже мировой кризис. И это вполне естественно, ведь в период, когда каждая копейка на счету, гораздо приятнее платить и без того богатым «лукойлам» и BP за возможность нормально работать в два раза меньше, а ездить на одной заправке — в два раза дальше. А на разницу лучше купить жене сапоги, честное слово.