- Прежде всего хотелось бы внести ясность в ключевой вопрос, который беспокоит авиадиспетчеров: не будет никакой приватизации Единой системы организации воздушного движения, где они трудятся... Да, сейчас полным ходом идет реформа. Чтобы обеспечить большую прозрачность экономической и производственно-хозяйственной деятельности в этой сфере, в полном соответствии с федеральным законом дочерние предприятия уйдут "под крыло" Госкорпорации по организации воздушного движения. Но говорить о передаче ее в частные руки, могут только люди, либо ничего не смыслящие в авиации, либо те, кого слишком манит запах больших денег. Напомню им: воздушное движение - это стратегическая составляющая в системе национальной безопасности страны. Хочу обратиться к авиадиспетчерам с просьбой не волноваться по этому поводу - "приватизировать небо" никто не позволит.
- Александр Васильевич, а есть ли вообще в мире частные компании по управлению воздушным движением?
- Да, есть. Это швейцарская фирма "Скайгайд" (в переводе - небесный гид), снискавшая скандальную известность после гибели российских детей при катастрофе Ту-154 в небе над Германией. Подобная компания существует в Великобритании, где воздушное пространство в сравнении с российским "с овчинку". И еще в Канаде, но там она находится под весьма строгим контролем государства.
Я не раз слышал от чиновников и "специалистов", что приватизация в авиации никак не сказывается на безопасности полетов. Но достаточно вспомнить бездумную приватизацию Аэрофлота, чтобы усомниться в этом. Знаете, сколько пришлось прикладывать усилий, чтобы улучшить здесь показатели безопасности полетов, чтобы освободиться от множества "осколочных" авиакомпаний, у которых на первом месте только прибыль - любой ценой. Сколько самолетов, вертолетов и людей мы потеряли из-за сверхнормативной загрузки!..
- Одна из болевых точек в авиации - диспетчерские службы, которые то бастуют, то голодают. Как разрешить эту ситуацию?
- Я, конечно, понимаю обеспокоенность по этому поводу общественности, и, в частности, газеты "Труд", которая традиционно стоит на защите прав трудящихся. Но поверьте: и Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) и Государственная корпорация по организации воздушного движения делают все от них зависящее, чтобы оплата труда у диспетчеров была достойной, и льготы, которые им положены, предоставлялись в полном объеме. Мы открыли новые трассы для беспосадочных полетов грузовых самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, лишили преференций ряд авиакомпаний, которые до этого пользовались скидками в оплате аэронавигационного обслуживания, настойчиво и последовательно взыскиваем дебиторскую задолженность с авиапредприятий. Эти меры позволили значительно увеличить доходы госкорпорации. Постоянно ведем переговоры с представителями профсоюзов на принципах социального партнерства. Разъясняем им, что мировая гражданская авиация переживает кризис из-за трагических событий 11 сентября 2001 года, локальных войн в Афганистане, Ираке и распространения атипичной пневмонии, в этих условиях все новые требования по повышению заработка если и выполнимы, то лишь при существенном повышении производительности труда и снижении эксплуатационных расходов. Но, к сожалению, взаимопонимание достигается не всегда и с большим трудом. Вот, к примеру, возникла недавно нешуточная дискуссия с представителями Федерации профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) по поводу колдоговоров. На время реформирования системы воздушного движения все пункты этих документов сохранены без изменения и действуют. Но по завершении реорганизации надо бы в строгом соответствии с трудовым правом подготовить и заключить единый для всех филиалов госкорпорации коллективный договор и дополнительные соглашения - с учетом региональных особенностей.
- Какова сейчас реальная заработная плата у авиадиспетчеров?
- В целом по сравнению с аналогичным периодом 2002 года средняя зарплата в системе ОВД выросла на 50 процентов и составляет почти 20 тысяч рублей, а у некоторых категорий работников превышает 50 тысяч рублей в месяц. Это даже больше, чем у пилотов.
Кроме того, авиадиспетчеры дополнительно имеют ряд существенных льгот. К примеру, ежегодный отпуск продолжительностью от 60 до 80 суток, право выхода на пенсию на льготных условиях - мужчины в 45-50 лет, женщины - в 40-45 (в зависимости от региона проживания). Раз в год они получают бесплатный билет на самолет, бесплатную путевку в санаторий. Во время работы их бесплатно кормят. Им выплачивается надбавка за знание английского языка. На работу авиадиспетчеров тоже возят бесплатно.
- Тем не менее на 13 августа планируется акция протеста. Будут принимать участие все российские авиадиспетчеры?
- По нашей информации, в акции протеста не будут участвовать забайкальцы, приморцы, авиадиспетчеры Москвы, Санкт-Петербурга, Чукотки, Салехарда и некоторых других регионов. Напомню: прежние акции подобного рода судебными органами признавались незаконными. Поэтому мы надеемся, что и остальные региональные предприятия воздушного движения будут придерживаться закона и не станут портить нервы себе и авиапассажирам. Любая акция протеста авиадиспетчеров приносит убытки системе организации воздушного движения.
Звонок из редакции президенту Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России Сергею КОВАЛЕВУ:
- Сергей Анатольевич, каковы требования авиадиспетчеров, которые они собираются выдвинуть в августовской акции протеста?
- На сей раз нас беспокоит, что под предлогом проведения реформ в системе организации воздушного движения госкорпорация как единое юридическое лицо не захочет продлить коллективные договоры, которые были заключены на 3 года и на сегодняшний день действуют. И хотя соглашение по этому поводу в ходе переговоров в Минтрансе РФ было подписано, однако у нас есть серьезные факты, а значит, и основания полагать, что выполняться оно не будет. Некоторые руководители на местах уже сейчас отказываются продлять колдоговоры.
Наши авиадиспетчеры контролируют воздушную территорию в 25 млн. кв. км. За год над страной пролетает более 600 тысяч самолетов