Взрывы в Московском метрополитене 29 марта прибавили работы не только спецслужбам. Весь день на горячие линии психологической помощи поступают тысячи звонков: настроение подавлено, и кто-то должен помочь.
В понедельник утром я проснулась от звонков родственников и друзей. Сквозь сон услышав
Начались бесконечные звонки, попытки выяснить, что же
Два часа я не могла оторваться от новостей, переключала каналы, обновляла страницы информагентств в интернете. Думала, можно ли будет поехать вечером на место трагедии и положить цветы, плакала. Только когда стало понятно, что взрывы больше не прогремят, я смогла заставить себя пойти на работу. Всячески стараясь избегать метро, а именно — любых станций в пределах Кольцевой линии, я с трудом добралась до офиса и выдохнула.
Весь день пробыв на иголках, читая новости и просматривая репортажи, к вечеру я решила
Поскольку мое состояние было близко к посттравматическому стрессу (хотя и
Девушка на том конце провода внимательно выслушала мои симптомы, спросила о моем возрасте и том, что я обычно делаю в таких ситуациях. Сравнить было не с чем: в центре теракта я не бывала ни разу. Психолог посоветовала мне купить успокоительное, дома набрать теплую ванну, расслабиться,
«Думайте о хорошем, ничего больше не случится. Ваш страх понятен, он сейчас у большинства спускающихся в метро людей. Да и вообще у большинства людей в Москве. Нам звонит очень много народу — как очевидцев, так и сопереживающих трагедии. Просто помните, что ресурсы нашей психики безграничны, нужно собраться и пережить эту ситуацию», — посоветовала психолог.
Телефонный помощник
Психологически пострадавших от взрывов в московском метро 29 марта тысячи. В понедельник, как и обычно в таких ситуациях, было открыто несколько горячих линий для помощи в чрезвычайных ситуациях. В частности, любой человек может позвонить в Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского и Центр экстренной психологической помощи МЧС России. Психолог с многолетней практикой поможет советом либо назначит вам встречу со специалистом, чтобы снять стрессовое напряжение.
Так как обращение в такую службу добровольное, анонимное и в большинстве случаев носит разовый характер, то о результатах труда сотрудников подобных служб можно говорить только условно. Обычно психолог не знает, как его разговор с клиентом повлияет на дальнейшую жизнь абонента.
Основным и практически единственным трудом психолога в такой службе является беседа с абонентом, а единственным орудием труда — телефонный аппарат. Длительность беседы с абонентом не ограничена (от пары минут до нескольких часов) и зависит исключительно от клиента, который может прекратить беседу как только захочет. Стоит отметить, что у психолога такой возможности нет ни при каких условиях, даже если разговор ему неприятен.
Бывают случаи, когда психологу необходимо успокоить клиента, который даже не может объяснить, что его тревожит. Некоторые телефонные звонки только на это и нацелены, и когда человек понимает свою проблему, то он успокаивается.
Однако случается и такое, что звонок в службу помощи становится для пострадавшего последней надеждой. В таком случае у специалиста есть шанс предотвратить самый негативный вариант развития событий.
Звоня в службу помощи, не стоит рассчитывать на практические советы, как вести себя в той или иной ситуации: обычно «телефонные» психологи не дают четких советов. Вам могут посоветовать обратиться к более узкому специалисту и уже лично.
Откуда родом
Телефонные консультации психологов пришли в Россию сравнительно недавно. Первая подобная служба появилась в Москве в 1982 году. Уже в 1991 году таких организаций в нашей стране насчитывалось уже около 25. На данный момент в России существует Ассоциация телефонов экстренной психологической помощи. Ежегодно специалисты служб отвечают на 1,5 миллиона звонков.
Зарплаты у специалистов подобных служб не слишком велики. В основном это государственные проекты или же частные небольшие фирмы, которые не могут платить своим сотрудникам бешеные гонорары. Зарплаты у «телефонных» психологов такие же, как и средние по рынку психологии — от 20 до 30 тысяч рублей. Обучаться нужно так же, как и «кабинетным» коллегам: 6 лет в высшем учебном заведении на психологических факультетах. А эмоциональная нагрузка в несколько раз больше, хоть и не видишь своего истинного пациента.
Очевидцы
Истории пострадавших, попросивших помощи
Работаю рядом с «Парком культуры», в офис опоздала на час.
Было очень страшно, потому что прямо перед выходом на работу узнала о взрыве на «Лубянке». О втором взрыве, который произошел на моей станции, узнала уже в маршрутке, но все равно, превозмогая страх, поехала на работу, так как нужно было сдавать проект. Марина, 28 лет
Я живу в Подмосковье, утром, как обычно, приехал на вокзал, где было ужасное столпотворение.
Люди не могли понять, что происходит, ходили разговоры не об одном или двух взрывах, а о пяти.
Часть людей
Постоянно звонили родные и друзья, в результате я каждый раз вздрагивал от вибрации телефона. Артур, 30 лет
Ехала от «Владыкино» до «Октябрьского Поля» с 9.20 до 9.55. Людей в метро существенно меньше, чем обычно. В переходе на «Пушкинскую» лежала женщина в обмороке. Рядом были врачи. Люди все едут с телефонами в руках, постоянно звонят и пишут SMS.
Все озираются, обстановка очень напряженная. В это же время стала доходить информация о взрывах на «Проспекте Мира» и еще
Я сегодня проспала
Проснулась — шок. Куча звонков, эсэмэсок на телефоне. Выхожу из комнаты — мама говорит: «Ты туда не поедешь!» А я в самом сердце Москвы
В метро у меня взяли интервью.
Мама позвонила из метро. Проехала одну станцию, и поезд остановили. Рассказала про дым, я не поверила. Посмотрела новости — о нет, снова началось! Опять страх, опять боль, эти цветы у метро… Целый день не могла успокоиться… Скорблю. Ирина, 30 лет
Цифры
- 25 тысяч рублей — средняя зарплата телефонного психолога
- 5 минут — средняя продолжительность одного разговора с телефонным психологом
- 1,5 миллиона звонков принимают специалисты телефонных служб психологической поддержки ежегодно
- 12 часов составляет средняя «смена» психолога