После каждого руководство обещало принять меры, чтобы обезопасить пассажиров подземки. Вчерашний двойной террористический акт на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» доказал, что эффективность этих мер близка к нулю.
Всерьез о введении повышенных мер безопасности в метро власти задумались после страшного взрыва, прогремевшего 8 августа 2000 года в переходе на Пушкинской площади. Самодельная бомба была спрятана в сумку, которую преступники оставили рядом с одним из киосков. Для усиления поражающего эффекта устройство начинили шурупами, винтами и обрезками арматуры. Погибли 13 человек, еще 118 получили ранения.
Отцы города заявили о готовности полностью ликвидировать коммерческие палатки на станциях метро и в подземных переходах. Но ларьки и сейчас спокойно работают не только во многих вестибюлях, но даже и в том самом переходе на «Пушкинской». Правда, теперь в них запрещено продавать легковоспламеняющиеся товары.
В 2004 году столичное метро подрывали дважды. 6 февраля террорист-смертник привел в действие самодельную бомбу в вагоне поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погиб 41 пассажир. А 31 августа шахидка подорвалась в толпе у вестибюля на «Рижской». Жертвами стали 10 человек, включая саму смертницу. Чтобы положить конец страшному счету, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев пообещал оснастить все пассажирские турникеты металлоискателями и датчиками газа, а поезда — камерами видеонаблюдения. На эти цели даже было выделено 3,5 миллиарда рублей. Деньги, скорее всего, успешно потратили. Видеокамеры появились, только сами охранники метро жалуются, что детально разглядеть с их помощью лица пассажиров трудно. А металлоискателей как не было, так и нет.
В 2006 году все тот же Гаев порадовал новыми планами: под землей будут созданы опытные зоны, оборудованные датчиками обнаружения взрывчатки, химического и бактериологического оружия. Первую такую зону начальник подземки обещал оборудовать на станции «Белорусская» Кольцевой линии. Чтобы узнать, как зарекомендовали себя чудо-приборы, «Труд» связался с УВД на столичном метрополитене. Там об опытной зоне и не слыхивали. Ничем не смогла помочь и метрополитеновская пресс-служба.
Впрочем, если бы приборы для обнаружения взрывчатки и установили в метро, толку от них было бы немного. В этом «Труд» заверил директор петербургского научно-технического центра «РАТЭК» Юрий Ольшанский. Созданные центром «РАТЭК» датчики успешно испытаны в аэропорту Пулково и Шанхае. На обнаружение подозрительного предмета им требуется несколько секунд. В багаже бомбу найти они способны, но в гигантском потоке пассажиров подземки бесполезны.
— В мире подобных приборов нет, — говорит Ольшанский. — Если кто-то утверждает обратное, он лукавит.