Роботы, боты и искусственный интеллект давно стали частью нашей повседневной жизни. Там, где еще недавно трудились телефонисты и операторы, сегодня работают «голосовые помощники». Зачастую доводя до белого каления людей, пытающихся дозвониться до нужного им человека. «Умные» домофоны решают, пускать людей в подъезды или нет, а банки и мошенники активно собирают биометрические данные россиян. К чему все это может привести?
Вообще-то передовые технологии предназначены для того, чтобы жить стало легче, жить стало веселее. Вот только в реальности это происходит не всегда. Одними из первых под напором цифровизации пали операторы кол-центров, которых бизнес и госорганизации при первой же возможности заменили на «голосовых помощников». Вот только помощи от них можно ждать часами. И не дождаться.
Чиновникам такая система обратной связи очень удобна: формально существует, но надежно защищает от прямого общения с гражданами, которым вечно чего-то не хватает. Нынешней осенью в начале отопительного сезона я неделю оставлял заявки и жалобы на холодные батареи через робота, но добиться результата удалось только после похода на прием к главе управы.
В интернете гуляет масса роликов, где «умные» домофоны с функцией распознавания лиц издеваются над жильцами, не пуская их в собственные квартиры. Человек распаляется, начинает кричать на робота, что-то доказывать бездушной машине. Заканчивается все, как правило, актом вандализма (свежие примеры имели место в Уфе и Набережных Челнах).
Порой складывается ощущение, что техника за что-то мстит людям. Иначе как еще объяснить поведение камеры, подключенной к системе распознавания лиц подмосковного города Одинцово, которая записала местного филолога в преступники на основании анализа внешнего вида мужчины и фоторобота бандита. Домой к ученому помчался наряд полиции. Мужчину грубо задержали и определили в камеру — «до прояснения ситуации».
Еще больше тревог и раздражения вызывает стремление российских банков собирать биометрические данные о своих клиентах. Делается это якобы в благих целях. Нам говорят: идентификация граждан по голосу, фото или видео позволит людям получать доступ ко всем банковским услугам дистанционно, без предъявления документов. То же самое с транспортом — в Москве заработала система распознавания лиц при проходе через турникеты, при которой деньги за проезд списываются автоматически.
Однако вместо воодушевления такая перспектива родила испуг, причем не только у граждан, но и у специалистов.
«Качество биометрии, которую собирают банки, не вызывает доверия. На многих фото на заднем фоне присутствуют посторонние люди, голос записывается в шумных помещениях, что неминуемо будет приводить к ошибкам в аутентификации. Использующиеся сегодня алгоритмы распознавания лиц настроены грубо, их легко обмануть, — предостерегает специалист по информационной безопасности Максим КРИВОШЕЕВ. — Уже известно, что непритязательные 3D-модели людей, сделанные на основе их фотографий из соцсетей, в 80% случаев благополучно проходили банковские проверки. И это катастрофа: взломав систему всего один раз, злоумышленники получают доступ к операциям с деньгами жертвы».
Эксперты крупнейших российских антивирусных лабораторий в один голос говорят, что ни технически, ни ментально страна не готова к поголовной биометризации. Если этот процесс не будет приостановлен — до совершенствования технологий верификации личности, — активное применение биометрии на сегодняшнем уровне ее развития может привести к проблемам, по сравнению с которыми бесконечные мошеннические звонки из «служб безопасности» покажутся детским лепетом.
Преступники в последние два-три года активно формируют собственные базы речевых слепков россиян. А учитывая текущий уровень защиты персональных данных, отпечатки пальцев и фотографии россиян достанутся злоумышленникам очень легко. И вот тогда все мы окажемся полностью беззащитными. Если только не начнем, как раньше, хранить все дорогое и ценное у себя дома под матрасом.