Сейчас обсуждается законопроект, который подготовило Минздравсоцразвития. Уже сейчас на интернет-сайте общественного обсуждения этого документа эксперты и просто интересующиеся граждане подготовили более 150 редакций этого закона. И немудрено, что так много. Ведь, по сути, этот закон рано или поздно может коснуться каждого из нас. И тогда высказывать претензии будет уже поздно.
Не новое, но лучшее?
Действующий закон о
Новый же закон обещает исправить эту несправедливость. Все, кто без поддержки государства не обойдется, смогут рассчитывать на один и тот же перечень бесплатных госуслуг, в каком бы населенном пункте на территории нашей большой страны они не проживали. Меньше этого списка соцуслуг предоставить не могут, а вот больше — пожалуйста! К тому же и правила определения стандартов качества этой помощи будут едиными для всей страны. По словам Ольги Самариной, директора департамента организации социальной защиты населения
Прописаны будут и дополнительные платные услуги. Обещали подумать и о том, как ограничить их стоимость (ее будут назначать власти на местах).
Еще одно важное уточнение. По нынешнему закону бесплатно помогать государство может только тем, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. Но применительно к пенсионерам, к примеру, получается, что ни один из них не может рассчитывать на получение соцуслуг за счет государства: за все придется доплатить. Ведь по закону сегодня всем получателям пенсии ниже этого показателя платить просто не имеют права (существуют специальные региональные доплаты). Предложенный законопроект эту планку поднимает до 1,5 прожиточных минимума (цифра еще обсуждается). То есть те, кто имеет доход ниже этого показателя, за необходимую помощь соцработника платить не будут.
Уборка-доставка
Абсолютное нововведение: в отрасль соцуслуг, которая на сегодняшний день монополизирована
По мнению Елены Николаевой, председателя комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике, государственные соцработники выполняют сейчас много лишних функций, которые могли бы взять на себя специализированные компании, причем на это не потребуется лишнее финансирование. К примеру, доставку продуктов могли бы взять на себя магазины. А ведь соцработник на заказ товаров, стояние в очередях, довоз авосек тратит трудодень. Во многих странах уборку в домах одиноких престарелых отдали спецфирмам. Для соцработника остается много других дел по уходу, сопровождению нуждающихся граждан.
В Австрии, к примеру, нуждающимся в уходе выделяется пособие. Человек выбирает организацию — таких может быть несколько в каждом районе, — которая и помогает ему в повседневных делах, а за это пособие переводится на ее счет. В этой стране поддержкой граждан, попавших в тяжелое положение, занимаются, как правило, специализированные некоммерческие организации. В Германии, во Франции в этой сфере работает бизнес. Во всех странах такие компании проходят строгий отбор, прежде чем их допускают до самой чувствительной части населения — до пожилых и инвалидов. У нас механизм контроля за тем, кто будет работать на этом рынке (а, скорее всего, желающих будет много, так как деньги на эту отрасль выделяются огромные), пока в законопроекте не прописан. Будем надеяться, что этот важный момент законодатели не упустят.
Законопроект обещает наладить и совершенно другой контроль за работой соцслужб — общественный. А то сейчас, когда гражданин недоволен качеством помощи и отправляет жалобы в вышестоящие органы власти, его обращение для ответа спускают к тому же самому чиновнику, который и нарушил его права. И получается, что контроль по большей части формальный — и помощь продолжает оставаться такой же плохой, и чинуша, не исполняющий свои обязанности, остается безнаказанным.
Конечно, соцзащита не стоит на месте, развивается. Сегодня во многих продвинутых регионах она выходит за рамки обычной
В
Но более половины регионов (около 50!) такой возможности не имеют и доводят до минимума даже то обслуживание, которое сейчас прописано в различных законодательных актах. Эксперты надеются, что вместе с новым законом и с большими обязанностями по отношению к нуждающимся гражданам все субъекты получат и финансовую возможность оказывать услуги действительно высокого качества.