Соцзащита: перезагрузка

С 2013 года социальные услуги в России будут оказываться по новым правилам

Сейчас обсуждается законопроект, который подготовило Минздравсоцразвития. Уже сейчас на интернет-сайте общественного обсуждения этого документа эксперты и просто интересующиеся граждане подготовили более 150 редакций этого закона. И немудрено, что так много. Ведь, по сути, этот закон рано или поздно может коснуться каждого из нас. И тогда высказывать претензии будет уже поздно.

Не новое, но лучшее?

Действующий закон о соцобслуживании был принят в 1996 году. С тех пор много воды утекло: изменилось большое количество правовых актов, так или иначе касающихся соцзащиты. Так что на госправила оказания помощи нуждающимся наслоились десятки поправок, дополнений — руки реформаторов коснулись практически каждой статьи. А ведь по этому документу ежегодно помощь получают более 19 млн. самых незащищенных россиян, которые оказались в трудной жизненной ситуации. И, кроме как к государству, им, как правило, за поддержкой обратиться некуда.

Закон-то вроде бы подготовили новый, но, по словам самих же разработчиков, работающих в сфере соцобслуживания, «ничего нового там нет». Но все стало конкретнее. Работающий сегодня документ очень рамочный. Он примерно обозначает тех, кому должны помогать соцработники. Что именно они должны делать, в каких объемах, платно или бесплатно — решают регионы. И ситуация складывается так, что субъекты, которые имеют достаточно средств в бюджете и социально настроенного губернатора, могут своих нуждающихся стариков и инвалидов обеспечить бесплатно практически любой помощью. А в соседнем регионе такой же гражданин никаких услуг не получит, даже если не может самостоятельно ни добраться до магазина, ни сварить себе обед.

Новый же закон обещает исправить эту несправедливость. Все, кто без поддержки государства не обойдется, смогут рассчитывать на один и тот же перечень бесплатных госуслуг, в каком бы населенном пункте на территории нашей большой страны они не проживали. Меньше этого списка соцуслуг предоставить не могут, а вот больше — пожалуйста! К тому же и правила определения стандартов качества этой помощи будут едиными для всей страны. По словам Ольги Самариной, директора департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития РФ, соцзащиту этим законом не поднимают на федеральный уровень — все-таки на местах лучше знают, в чем нуждаются жители региона, — но наконец-то на уровне Федерации устанавливаются правила игры, чтобы было четкое понимание, на какую помощь пожилым и инвалидам региональные бюджеты обязаны тратиться. Сегодня же многие нуждающиеся могут оставаться без необходимой помощи именно потому, что бюджеты экономят на соцуслугах, ведь эти затраты априори считаются обременительными для казны.

Прописаны будут и дополнительные платные услуги. Обещали подумать и о том, как ограничить их стоимость (ее будут назначать власти на местах).

Еще одно важное уточнение. По нынешнему закону бесплатно помогать государство может только тем, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. Но применительно к пенсионерам, к примеру, получается, что ни один из них не может рассчитывать на получение соцуслуг за счет государства: за все придется доплатить. Ведь по закону сегодня всем получателям пенсии ниже этого показателя платить просто не имеют права (существуют специальные региональные доплаты). Предложенный законопроект эту планку поднимает до 1,5 прожиточных минимума (цифра еще обсуждается). То есть те, кто имеет доход ниже этого показателя, за необходимую помощь соцработника платить не будут.

Уборка-доставка

Абсолютное нововведение: в отрасль соцуслуг, которая на сегодняшний день монополизирована государством, решено допустить негосударственные организации — коммерческие и некоммерческие. Они будут участвовать в конкурсе на оказание услуг и, выиграв его, получать госфинансирование и помогать гражданам.

По мнению Елены Николаевой, председателя комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике, государственные соцработники выполняют сейчас много лишних функций, которые могли бы взять на себя специализированные компании, причем на это не потребуется лишнее финансирование. К примеру, доставку продуктов могли бы взять на себя магазины. А ведь соцработник на заказ товаров, стояние в очередях, довоз авосек тратит трудодень. Во многих странах уборку в домах одиноких престарелых отдали спецфирмам. Для соцработника остается много других дел по уходу, сопровождению нуждающихся граждан. Кого-то из соцработников можно было бы переобучить на медсестер, ведь многим из клиентов требуется специальный уход.

В Австрии, к примеру, нуждающимся в уходе выделяется пособие. Человек выбирает организацию — таких может быть несколько в каждом районе, — которая и помогает ему в повседневных делах, а за это пособие переводится на ее счет. В этой стране поддержкой граждан, попавших в тяжелое положение, занимаются, как правило, специализированные некоммерческие организации. В Германии, во Франции в этой сфере работает бизнес. Во всех странах такие компании проходят строгий отбор, прежде чем их допускают до самой чувствительной части населения — до пожилых и инвалидов. У нас механизм контроля за тем, кто будет работать на этом рынке (а, скорее всего, желающих будет много, так как деньги на эту отрасль выделяются огромные), пока в законопроекте не прописан. Будем надеяться, что этот важный момент законодатели не упустят.

Законопроект обещает наладить и совершенно другой контроль за работой соцслужб — общественный. А то сейчас, когда гражданин недоволен качеством помощи и отправляет жалобы в вышестоящие органы власти, его обращение для ответа спускают к тому же самому чиновнику, который и нарушил его права. И получается, что контроль по большей части формальный — и помощь продолжает оставаться такой же плохой, и чинуша, не исполняющий свои обязанности, остается безнаказанным.

Конечно, соцзащита не стоит на месте, развивается. Сегодня во многих продвинутых регионах она выходит за рамки обычной уборки-доставки. Так, в Москве, где пожилых даже больше (24%), чем в среднем по стране (20,7%), соцобслуживание работает с опережением (да и есть на что — не секрет, что этот субъект Федерации имеет казну гораздо толще, чем остальные). Евдокия Холостова, директор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, говорит, что 20 лет назад, когда соцзащита только начинала работать, достаточно было принести пожилому человеку продукты питания, сказать доброе слово. Сегодня же пенсионеры, поглядывая на мировые тренды, претендуют на новые возможности, хотят быть активными. Помощники выходят с пожилыми москвичами в театры, на выставки, в гости.

В Санкт-Петербурге успешно работает проект «Тревожная кнопка» для ветеранов и инвалидов войны, финансируемый из бюджета города. В Самаре бесплатно обучают правилам ухода за тяжелобольными их родственников и близких. В России лишь некоторые регионы находят деньги на финансирование такой дополнительной поддержки. Так, во Владимирской области стали предоставлять тем, кому необходимо, именно сестринскую помощь.

Но более половины регионов (около 50!) такой возможности не имеют и доводят до минимума даже то обслуживание, которое сейчас прописано в различных законодательных актах. Эксперты надеются, что вместе с новым законом и с большими обязанностями по отношению к нуждающимся гражданам все субъекты получат и финансовую возможность оказывать услуги действительно высокого качества.