- Какова же ваша потребность в персонале при таком росте?
- Сейчас нас около 17 тысяч, а к концу года будет 20 тысяч человек. Однажды за две-три недели нам нужно было набрать и обучить 300 менеджеров-консультантов. Рекрутеры отказались работать, потому что сочли это невозможным, а наш отдел подбора выполнил задачу. Вакансии в банке существуют всегда. Мы приглашаем людей на стажировку, и около 30% из них остаются.
- Как вы развиваете сотрудников?
- У нас есть собственный учебный центр. Планируем открыть еще семь в регионах. Любой сотрудник может отправить заявку на обучение, и если это необходимо для его профессионального развития, ему не откажут. Учиться сотрудникам нравится, заполняемость классов - 90%. За год у нас обучалось более 30% сотрудников. В центре учат пользованию программным обеспечением банка, управлению продажами, навыкам сервиса, дают представление о продуктовой линейке - сколько стоит продукт, как его продавать.
- Как формируется зарплата ваших сотрудников?
- Зарплата состоит из трех частей. Есть базовая часть оклада, которая разработана в соответствии с грейдовой системой. В каждом грейде по пять ступеней, поэтому сотрудник знает, что ему есть куда развиваться.
Следующая часть - это квартальная премия. Ее получают все сотрудники точек продаж. Премия зависит от объема продаж. Выполнив план, работник может получить полтора оклада по итогам квартала. Третья часть - годовая премия, которая выплачивается по итогам работы банка в целом.
Также мы ввели коэффициенты качества для всех сотрудников. Чтобы понять, насколько качественно работает сотрудник, мы используем метод "тайного покупателя". По определенной легенде эксперт совершает закупки и заполняет анкету, в которой анализирует представленный ему сервис. Третья часть - годовая премия, которая выплачивается по итогам работы всего банка в целом.
- Эта система как-то меняется со временем?
- Система эта живая, постоянно меняющаяся. Например, депозиты на рынке стали более тяжелыми для продажи - надо мотивировать продавцов, поэтому мы повышаем им коэффициент, чтобы премия была больше.
- А что вы предлагаете сотрудникам помимо зарплаты?
- В первую очередь это ДМС для всех сотрудников. В каждом регионе мы заключаем договор, по которому компания оплачивает все стандартные медицинские услуги нашему работнику. Кроме того, каждый сотрудник на льготных условиях может приобретать продукты банка. Мы даем скидку своим сотрудникам примерно 2-3%. Также есть скидки в фитнес-центры и на автострахование.
- Какие новинки в системе мотивации появятся в ближайшее время?
- Мы собираемся ввести негосударственное пенсионное обеспечение и существенные скидки для тех, кто долго работает в компании. Например, проработал пять лет - получи ипотеку за существенно меньший процент.
ЦИФРЫ
17 000
человек работают в ВТБ 24
60%
сотрудников - женщины
33 года
средний возраст работников банка
Источник: ВТБ 24
- После вхождения банка в группу "Сосьете Женераль" у сотрудников появилась возможность работать в других банках группы за рубежом, - рассказывает Улан Илишкин, HR-директор Росбанка.
- Какие специалисты вам требуются сейчас?
- В головном офисе открыто 50 вакансий, 15 из которых приходятся на операторов call-центра. Именно там рабочих рук не хватает больше всего: такая нехватка связана с активным развитием банка. Не хватает специалистов и в ИТ-подразделениях, и в бухгалтерии. Всего же в каждом регионе (их более 70), где мы работаем, свободно от 3 до 10 вакансий.
- А как вы набираете новых сотрудников?
- Преимущественно банк самостоятельно набирает сотрудников. Существует специальная форма резюме на корпоративном сайте банка. Заполненное резюме автоматически попадает в нашу базу данных. Кроме того, мы пользуемся услугами 15 кадровых агентств. У нас подписаны договоры с 9 вузами Москвы. Студентов из этих вузов мы берем на оплачиваемые стажировки. Обычно набираем от 30 до 50 стажеров на неполный рабочий день.
- Как вы помогаете приживаться новым специалистам?
- В компании действует программа внутреннего обучения: сотрудники проводят вводные тренинги и образовательные курсы для своих коллег. Это могут быть курсы повышения квалификации, например курсы по маркетингу или работе с клиентами. Но есть и курсы для тех, кто только что пришел в компанию, например курсы для кассиров-операционистов и кредитных экспертов. По прошествии двух недель занятий участников тестируют, а в случае успешного прохождения испытаний им присваивают соответствующую категорию.
- В дальнейшем обучение сотрудников продолжается?
- Многих специалистов мы учим английскому языку. В дальнейшем такие специалисты смогут работать с представителями "Сосьете Женераль", ведь, как правило, переговоры ведутся на английском. В июне мы направили 50 сотрудников на семинар в Париж, причем 30 из них - это специалисты из регионов. Самых талантливых мы отправляем на недельные курсы в Лондонскую бизнес-школу. Также наши сотрудники могут рассчитывать на получение второго высшего образования за счет компании.
- У вас существует система ротации кадров?
- Да. Если сотрудника не устраивает его нынешнее положение и он понимает, что может раскрыть свои способности на другой позиции, он может внести свою заявку в ротационную базу данных. В заявке он пишет, чем бы он хотел заниматься, по этим критериям ему подбирается новое место. Для этого не нужно разрешения начальства - заявка вносится в базу данных автоматически.
- И насколько эффективны эти программы?
- За три года в нашей компании сотрудники могут подняться с позиции заведующего кассой до менеджерской позиции по обслуживанию клиентов в филиале. А еще через год можно стать заместителем директора по розничному бизнесу (тоже в филиале) - именно такую карьеру сделал один из наших сотрудников.
ЦИФРЫ
16 500
человек работают в Росбанке
2300
сотрудников заняты в головном офисе
70
регионов России имеют отделения Росбанка
Источник: Росбанк