Неплохо владевшие искусством поторговаться на базарах и черном рынке и до нового капитализма, сейчас поляки получили возможность проявить эти свои способности в магазинах и сфере услуг. Новый закон о ценах определил, что неприкосновенным остается только узкий круг цен, устанавливаемых правительством, цены на лекарства и медицинские материалы, а также стоимость проезда в общественном транспорте. Во всех других случаях покупатель вправе вести переговоры с продавцом, добиваясь скидки.
Первыми клиентами, которые стали торговаться, оказались, как ни странно, состоятельные люди, в основном бизнесмены.
Польские социологи уже подметили, чем богаче клиент, тем агрессивнее он торгуется. Особенно острые "схватки" происходят в магазинах, продающих компьютеры, сотовые телефоны, сложную бытовую технику. В престижных ювелирных салонах Варшавы продавцы признаются, что могут дать скидку до 5 процентов на не самую дорогую покупку. Если покупатель приобретает, скажем, часы стоимостью более 10 тысячи долларов - до 7 процентов, а на товар дороже 2 тысяч долларов - до 10 процентов. Правда, уступчивые торговцы требуют, чтобы клиент рассчитывался не с помощью кредитной карты, а наличными.
В дорогих отелях, таких, как "Вера-Орбис" в Варшаве, цену ночлега могут снизить даже на 30 процентов. На самую большую скидку может рассчитывать гость, который ищет номер в выходные дни, а также в вечернее время, когда уже известно, приехали ли все те, кто заранее зарезервировал номера. Решение о снижении таксы может принять дежурный администратор.
В отличие от пожилых и бедных людей, считающих, что заговорить с продавцом о снижении цены словно милостыню попросить, без комплексов торгуется молодежь: и из-за того, что не хватает денег, а то и забавы ради. Студентка, приходя в магазин за юбочкой, которая стоит 50 злотых, смело заявляет, что у нее есть только 35, и ни гроша больше. Предложит даже заглянуть в ее кошелек. Как правило, ей продадут.
Появились первые профессионалы магазинного торга, воспринимающие его как спорт, приносящий дивиденды. Они торгуются везде - у парикмахера, в продуктовом магазине, при покупке галстука. Один такой пан Ковальский признался, что во время ремонта дома в течение одного только дня, покупая краны, плитку и другие необходимые материалы, выторговал 200 долларов.
Поляков не назовешь пионерами возрождения моды "базарить" о ценах. Она замечена и в других странах. К примеру, в Австрии стало нормальной практикой элегантно поторговаться в ювелирных магазинах, и нередко можно получить до 20 процентов скидки на марочные часы или дорогую бижутерию. Никого не удивит торг в бутиках, продающих одежду, обувь. В автомобильных салонах, платя наличными, можно сбить цену на 10-12 процентов.
Подобный обычай не чужд Германии и Франции, особенно в магазинах, принадлежащих туркам или арабам. Наименее распространено это явление в странах Бенилюкса, Дании и Швеции. А в странах бассейна Средиземного моря торг - священная традиция. Настоящим церемониалом стал он в арабских странах. Стоимость товаров, обозначенная на ценниках, там имеет значение чисто символическое, именуемое "ценами для американцев". Знатоки предмета утверждают, что на цену, предложенную продавцом, надо назвать, не моргнув оком, сумму наполовину ниже. В зависимости от выдержки и настойчивости клиент может добиться не менее 25 процентов скидки. После чего последуют ритуальные жесты продавца, выражающие его жуткое разочарование тем, что ради вас он продал товар якобы себе в убыток. Однако согласие покупателя на первую цену будет выглядеть бестактно. Столь наивному клиенту можно было предлагать товар еще дороже.