Путин - архитектор вертикали
Нынешний президент России до сих пор работает, по сути, с людьми и командой своего предшественника Владимира Путина. Поэтому правильнее было бы оценить кадровую политику не нынешнего, а бывшего президента России.
Если юридически президентом Путин стал в апреле 2000 года, то фактически он руководил страной с осени 1999-го. С этого момента он начал целенаправленно подбирать людей для того, чтобы почти целиком сменить властную ельцинскую элиту.
Подбор персонала проводился по трем направлениям: однокашники Путина по юрфаку ЛГУ, сослуживцы по работе в КГБ СССР и ФСБ РФ, коллеги из мэрии Санкт-Петербурга времен губернаторства Анатолия Собчака (Путин в то время возглавлял департамент внешних связей мэрии).
В администрации президента смена персонала прошла быстро, в правительстве она происходила медленнее. Окончательно сменить кабинет министров Путину удалось только в 2004 году, когда в отставку был отправлен "ельцинский" премьер Михаил Касьянов.
С приходом Путина к власти на ключевых постах в государстве появились люди, о которых в большой политике раньше ничего не слышали. Более того, в 90-е годы при здоровой, а иногда и нездоровой конкуренции они бы почти наверняка не смогли добиться такого карьерного взлета. Посты, по мнению политологов, далеко не всегда распределялись по степени профессионализма, зачастую они доставались тем, кому Путин лично доверял, кого связывали с ним рабочие и нерабочие отношения времен службы в "конторе" и питерской мэрии. Исключение, пожалуй, составляют министры экономического блока Кудрин и Греф, которые, хоть и работали с Путиным в команде Собчака, но назначения получили не столько за верность, сколько за профессионализм.
Из бывших коллег Путина по мэрии Санкт-Петербурга достаточно назвать хотя бы нынешнего главу "Газпрома" Алексея Миллера, президента Дмитрия Медведева, Игоря Сечина.
Если до Путина Борис Ельцин не пытался сменить всех неугодных ему губернаторов, то новый президент не ограничился заменой министров и аппарата. В 2004 году были отменены губернаторские выборы, а на места политически крепких глав регионов стали назначать либо тех, кого подбирал сам президент, либо тех, кого ему рекомендовали ближайшие соратники.
Он заменил не только верхушку властной пирамиды, но и существенную часть ее основания.
Такая политика объяснялась тем, что в конце 90-х годов региональные лидеры, почувствовав свою силу, начали объединяться в мощную политическую группировку, которая реально претендовала на власть. Достаточно вспомнить хотя бы блок Лужкова, Примакова, Шаймиева "Отечество - вся Россия", считавшийся главным фаворитом на парламентских выборах 1999 года. Чтобы не допустить повторения ситуации, а также добиться наиболее комфортных для себя политических условий, Путин и произвел все перечисленные кадровые изменения.
Мнение
Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики:
- Любой глава страны или просто политический лидер окружает себя людьми, которым доверяет и в которых уверен. Но масштаб, в котором это сделал Владимир Путин, был больше, чем тот, в котором это делали Борис Ельцин, Михаил Горбачев и даже Леонид Брежнев, хотя казалось, что переплюнуть последнего просто невозможно.
Каждый глава государства набирает какой-то процент лояльных ему людей и процент профессиональных сотрудников. И тут очень важен баланс. Хотя при президенте Путине процент лояльных никогда не достигал 100%, все равно перекос в их сторону был очевиден. Примерно 70% на 30%.
Земляческая группа людей из Питера сейчас превысила 30%. Группа питерских силовиков отчетливо видна. Группа юристов, связанных с ним учебой на юридическом факультете, а также группа государственных менеджеров, с которыми он сотрудничал в мэрии Санкт-Петербурга. Они занимают посты разного уровня. Все политическое поле закрыто равномерно этими людьми.
При Брежневе ставленники были только на высших постах, а при Путине его группа лояльных людей занимала и ключевые посты, и посты первого, второго уровней. То есть не только вертикаль, но и горизонталь власти.
Для Берлускони лучший министр - женщина
Премьер-министр Италии 73-летний Сильвио Берлускони отличается энергичностью и тягой к контролю всех сфер жизни итальянцев. Берлускони - предприниматель, медиамагнат, владелец футбольного клуба "Милан".
Неудивительно, что для построения успешной политической карьеры и сохранения авторитета ему необходимо, чтобы ключевые посты в правительстве занимали его ближайшие соратники. Однако не только этим принципом он руководствуется, подбирая себе команду. Отъявленный ловелас и дамский угодник, Берлускони всеми силами старается продвинуть как можно больше представительниц прекрасного пола как в парламент, так и в правительство. "Мне нужны новые молодые лица для обновления имиджа Италии и моей партии в Европе" - вот как объясняет премьер-министр новые назначения. В результате у руля оказываются самые красивые женщины из сферы шоу-бизнеса, победительницы конкурсов красоты, телеведущие, актрисы. Берлускони вместе со своими заместителями лично преподает красоткам интенсивный курс истории и текущей политики, чтобы они ориентировались в делах и понимали, что им нужно делать, заняв высокий пост.
То, как держит себя Берлускони-начальник, сравнивают с поведением султана в гареме. Своим подчиненным он посылает записки личного характера прямо в зале заседаний парламента и отпускает недвусмысленные замечания. Так, в 2007 году премьер во всеуслышание сказал министру департамента по проблемам равноправия Маре Карфанье, что непременно женился бы на ней, если бы был холост. Это заявление наделало много шума, и впоследствии Берлускони пришлось публично извиняться перед женой Вероникой Ларио, брак с которой длится уже более 20 лет.
Премьер-министр Италии отличается постоянством в работе с персоналом. Не частит с заменами, более того - зубами дер-жится за своих министров и замов. В 2005 году партнеры его партии по правящей коалиции потребовали кадровых изменений в правительстве. Берлускони отказался менять состав кабинета, после чего христианские демократы и социалисты отозвали своих представителей из правительства. То же самое обещала сделать правая партия "Национальный альянс", главный союзник главы государства. После этого Берлускони подал в отставку. Но недолго пробыл не у дел.
Беда Берлускони - это любовь к громким заявлениям, от которых потом приходится открещиваться или и вовсе извиняться за них. Именно поэтому он собирает вокруг себя тех людей, которые многим ему обязаны и поддержат его в любой ситуации. Еще один конек - умение сплотить вокруг себя популярных людей.
Мнение
Анатолий Вассерман, политолог,журналист:
- Нежелание бросать своих людей под нажимом - разумная политика. Так Берлускони, во-первых, доказывает своим оппонентам, что давить на него заведомо бессмысленно, а во-вторых, показывает команде, что до тех пор, пока ему не изменяют, он тоже доверяет и оценивает самостоятельно, не поддаваясь давлению со стороны. Однако это не значит, что он нетребователен к подчиненным - просто не демонстрирует этого публично.
Что касается обилия красивых женщин в правительстве, я уверен, они ничуть не глупее подавляющего большинства прочих депутатов. Чтобы подняться на этот уровень и удержаться, нужны определенные качества помимо внешности. Поэтому, как бы ни было странно видеть этих красавиц среди депутатов, большинство из них с работой справляются.
Думаю, Берлускони не учитывает психологических особенностей итальянского народа, но при этом и не ухудшает реальное состояние политики. Он действует вполне разумно в рамках итальянской политической традиции.
Кроме того, как говорят сами итальянцы, Берлускони устраивает их тем, что он, в отличие от остальных политических лидеров страны, уже богат и, по их мнению, не будет слишком активно набивать свои карманы.
Саркози приютил всех
Президент Франции Николя Саркози, о котором его приближенные говорят как об очень прагматичном человеке, формировал правительство, исходя из нескольких принципов.
Президент сохранил министерский статус большинства членов правительства бывшего президента. Из новичков в правительстве оказался только Мишель Барнье, который занял пост министра сельского хозяйства. Решение "оставить все как есть" было вполне закономерным, учитывая, что нынешний президент начинал политическую карьеру в качестве приближенного экс-президента Франции Жака Ширака.
Саркози не обошел высокими постами и соратников по партии "Союз за народное единение". При этом Николя не забыл также выполнить обещание распределить места не только между членами своей партии. На прежнем месте министра иностранных дел остался социалист Бернар Кушнер, а центрист Эрве Морен сел в кресло министра обороны.
Саркози решил умаслить феминистически настроенных граждан и заодно насолить своей главной "визави" Сеголен Руаяль. Формальных поводов к придиркам со стороны ее сторонников не осталось, когда три ключевых поста в правительстве были отданы женщинам: портфель министра юстиции получила Рашида Дати, министра экономики и финансов - Кристин Лагард, а министром внутренних дел стала Мишель Аллио-Мари. Всего в правительство вошло семь представительниц слабого пола разного цвета кожи, из разных социальных слоев, с разными религиозными убеждениями. Путь каждой из них к "властной семерке" до сих пор является поводом для сплетен. По одной из версий, бывшая жена президента Сесилия Саркози сыграла в этом немалую роль, советуя мужу, кого именно лучше взять на тот или иной пост.
Президент слишком внимательно прислушивается к мнению своей нынешней жены Карлы Бруни. Женщинам в правительстве он прощает то, за что представители сильного пола давно бы уже отправились в отставку. Так, за малейшие провинности мужчины-министры получают нагоняй от президента, тогда как женщин Саркози лишь по-отечески журит.
Излишняя внимательность президента к мнению окружающих его женщин приводит и к отставкам. Так, министр юстиции Рашида Дати, по мнению французских политологов, лишилась своего поста из-за разногласий с нынешней женой Саркози Карлой Бруни.
В сформировавшемся правительстве довольно много просто друзей президента. Например, министром по спорту стал Бернар Лапорт, тренер сборной Франции по регби и близкий друг Николя.
Кроме того, в числе приближенных Саркози есть еще одна интересная фигура - премьер-министр Франсуа Фийон. То, что он получит свой пост, было известно еще до выборов: Фийон выполнял роль политического советника нынешнего лидера Франции, и эта должность досталась ему за профессионализм и преданность новому президенту. К слову, премьер ранее состоял в правительстве Жака Ширака, но еще в 2005 году переметнулся на сторону ставшего тогда оппозиционером Саркози.
Мнение
Арно Калика, главный редактор французского информационного бюллетеня "TTU":
- Принцип кадровой политики Николя Саркози: "я доверяю - я беру". Он изменил стиль политики Франции, решил не следовать устоявшимся традициям, а сделать все по-своему. Саркози собрал себе сильную команду из людей, которым доверял, зная, что впереди у него много сложных реформ. Кроме того, Саркози стал более властным и авторитарным лидером, он расширил список функций президента как государственной должности.
Каждый из членов кабинета министров тем или иным образом подтвердил преданность своему лидеру.
Конечно, лидер Франции думал и о предстоящих выборах, он старался расширить "кругозор" правительства, сделать его более открытым для оппозиционных идей, и поэтому центрист Эрве Морен получил кресло министра обороны. Кроме того, Саркози уверен, что Морен окажет ему поддержку на следующих президентских выборах.
Сеголен Руаяль много раз заявляла, что за счет "феминизации" кабинета министров Саркози хотел добиться расположения "избирательниц", я же думаю, что это не так. Нынешнему президенту не важно, какого пола министр, главное, чтобы у него было к нему доверие, чтобы он был с ним хорошо знаком.
Техасские волки Буша-младшего
В США четко прослеживается тенденция: новоизбранный президент принимает в свою команду людей, которые работали еще с предыдущими президентами. Так, Барак Обама пригласил бывших сподвижников Билла Клинтона. Но поскольку президентство Обамы только началось, еще нет возможности судить, какие управленческие решения он будет принимать по отношению к своему окружению. Джордж Буш-младший, напротив, уже продемонстрировал свои кадровые приоритеты. Он пригласил войти в состав администрации людей, которые работали еще с Рональдом Рейганом и Бушем-старшим. Ставший вице-президентом Дик Чейни служил в администрациях трех президентов, до того как его пригласил Буш. Он выбрал Чейни, ссылаясь на его проницательность, рассудительность и опыт. Чейни проработал в администрации Джорджа Буша все время его президентства - восемь лет. Буша вообще характеризует верность изначально выбранной команде. Он крайне редко расставался со своими людьми.
Исключение - министр обороны Дональд Рамсфельд. Он также работал почти во всех предшествующих американских администрациях, но был отправлен в отставку в 2006 году. Рамсфельд - республиканец, и его назначение было связано не только с колоссальным опытом работы, но и с тем, что часть ключевых позиций в новой администрации всегда занимают кандидаты "по партийному списку". Рамсфельд поплатился своим постом. Это случилось после того, как республиканцы проиграли на промежуточных выборах в Конгресс. Это стало сигналом для администрации президента: пора менять политику. Буш осознал, что американцы, сначала поддерживавшие борьбу с террором, оказались не готовы к иракской кампании. К тому же демократы стали требовать импичмента Буша и отставки вице-президента Дика Чейни, которые "потоками лжи втянули США в бессмысленную и разрушительную войну в Ираке". Чтобы выпутаться из этой тяжелой ситуации, Бушу пришлось принести в жертву Рамсфельда.
"Я из первых рук узнал, как важно окружить себя умными, способными и преданными людьми - друзьями, которые не боятся говорить тебе то, что они думают на самом деле, и которые не побегут с корабля, когда на море начнется волнение. Я понял, что старшие советники должны иметь прямой доступ к своему боссу, иначе у них опустятся руки, они перестанут в тебя верить", - говорил Джордж Буш. Многие из его соратников - сотрудники так называемых мозговых трестов. Это исследовательские институты, созданные для проведения исследований как в политической, так и экономической, научной и военной средах. Кондолиза Райс, которую Джордж Буш сделал своим советником по национальной безопасности, была профессором политических наук Стэнфордского университета и сотрудником программы сокращения вооружений и разоружения при одном из таких мозговых трестов - Гуверовском институте. Кондолизу заметили и пригласили сначала в администрацию Буша-старшего, а затем - Буша-младшего. Еще одна возможная причина возвышения Райс - теплые романтические отношения с Бушем-старшим, о которых уже не первый год пишет американская пресса.
Мнение
Валерий Гарбузов, заместитель директора Института США и Канады при РАН:
- В США сложился определенный механизм формирования кабинета министров, это повторяется каждый новый президентский срок. Президент формирует команду, руководствуясь несколькими принципами. Во-первых, он приглашает кандидатов из партии, в том числе тех, кто работал в предыдущих администрациях, и Буш не стал исключением. Республиканская партия неоднородна: в ней есть группировки, поэтому Буш приглашал людей в первую очередь из своей право-консервативной группировки. Во-вторых, Буш-младший пригласил тех, кто работал с ним в Техасе, когда он был губернатором. Так было всегда. И при Рейгане, когда его ближайшее окружение состояло из выходцев из Калифорнии, и при Буше-старшем. В-третьих, сотрудники мозговых трестов в основном бывшие сотрудники администрации. Их часто привлекают вновь к практической работе на высших государственных постах. Что касается назначений, если в нашей Госдуме утверждение предложенной президентом кандидатуры обычно проходит мгновенно, то в США протеже Буша мог и не пройти процедуру утверждения в сенате. Там слушания по утверждению человека в должности могут длиться неделями, и нет гарантий, что решение будет положительным.