Вчера спикер Госдумы Сергей Нарышкин отменил свою поездку в Страсбург на осеннюю сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы. А вместе с тем — и свое выступление перед европарламентариями, намеченное на 1 октября.
На ближайший понедельник в программе сессии стояло часовое выступление Сергея Нарышкина. А во вторник — слушание доклада об исполнении нашей страной обязательств перед Советом Европы и принятие резолюции. И сам доклад, и резолюцию, заранее опубликованные на сайте ПАСЕ, большинство российских комментаторов назвали недопустимо жесткими по отношению к России.
Сам Нарышкин объяснил свой отказ ехать на сессию ПАСЕ тем, что там он явно не будет услышан, так как Европарламент интересуют совершенно другие вопросы. Спикер не стал говорить, какие именно. Однако можно догадаться, что представители ряда европейских стран готовы были завалить Нарышкина жесткими вопросами о законе по ужесточению в России правил проведения митингов, а также введении уголовной ответственности за клевету. К тому же не обошлось бы, наверное, и без обсуждения ситуации вокруг панк-группы Pussy Riot, и лишения депутатского мандата Геннадия Гудкова.
Между тем резолюция ПАСЕ предписывает властям России наладить диалог с непарламентской оппозицией, изменить ряд законов — например, в части назначения членов избирательных комиссий, — воздержаться от контроля за соцсетями в интернете и многое другое. То, что многие не без оснований сочли бы вмешательством во внутренние дела нашего государства.
Пока все еще неизвестно, поедет ли остальная часть делегации в Страсбург. Хотя текст резолюции и выдержан в крайне негативных по отношению к России тонах, как заявил депутат Леонид Калашников, ехать все равно нужно. Чтобы избежать ситуации, по которой «отсутствующий всегда неправ».
Слово эксперту
Константин Затулин, Депутат Госдумы
— По всей видимости, это (отказ Сергея Нарышкина возглавить делегацию России, выезжающую в Страсбург. — «Труд») мотивируется тем, что руководство нашей страны пришло к выводу: ПАСЕ невменяема в вопросах, которые касаются России. Желание унизить страну, пригвоздить ее к позорному столбу превалирует над соображениями сотрудничества. В силу этого у нас сочли, что присутствовать при подобной экзекуции спикеру Государственной думы ни к чему.
Отказ Нарышкина ехать на сессию на самом деле неизбежно ставит другой вопрос: а вообще ПАСЕ собирается сотрудничать с Россией? И в какой степени мы реально заинтересованы в сохранении своего членства в этой организации? Этот вопрос требует отдельного обсуждения...
Но если отказ Нарышкина ехать заявлен демонстративно, тогда я не вижу смысла в том, чтобы ехала вся делегация.