Главная Культура 19:09 28 Апреля 2018 2475
«Бал-маскарад»: закрыть глаза и слушать

Большой театр превратил оперу Верди в подобие хичкоковского триллера

Сергей Бирюков
Дворец губернатора, где совершается убийство, подозрительно похож на сам Большой театр. Фото с сайта Большого театра

В Большой театр вернулся «Бал-маскарад». Одну из репертуарнейших опер Верди поставили при участии итальянской творческой команды. О том, насколько органичной вышла трактовка популярной романтической партитуры, превращенной в триллер а ля Альфред Хичкок, и на каком уровне качества донесли ее до публики – судил корреспондент «Труда».

Из-за лихости интриги, пусть несколько ходульной, с убийством бостонского губернатора на балу-маскараде(в основе – реальный сюжет с убийством шведского короля Густава III в 1792 году), а главное – благодаря яркости музыки «Бал-маскарад» с самой своей мировой премьеры в римском театре «Аполло» в 1859 году – в числе любимых зрителем и театрами опер. Правда, его историю в Большом не назовешь легкой: после двух постановок конца XIX века произведение почти на восемь десятилетий исчезло из репертуара. Классическая версия 1979 года (дирижер Альгис Жюрайтис, режиссер Семен Штейн, художник Николай Бенуа, в главных ролях Тамара Милашкина, Маквала Касрашвили, Елена Образцова, Зураб Соткилава, Юрий Мазурок, Александр Ворошило и другие звезды) продержалась до 2004 года. Сегодня ГАБТ решил, что вызрело новое поколение зрителей, нуждающихся в мелодиях и аллегориях «Бала…», и есть подходящая, с его точки зрения, команда для постановки шедевра.

В том, что «Бал-маскарад» по-прежнему актуален, не приходится сомневаться. Даже если забыть на секунду о главном его аргументе – музыке. Но ведь и сюжет очень злободневен для любого времени. При всех натяжках (муж не узнает жену, стоит ей закрыть лицо вуалью, хотя известно – «я милого узнаю по походке»; тот же муж, поняв неладное, минут пятнадцать терпеливо и красиво объясняет супруге, что должен ее убить, и пр.)фабула поднимает тему нравственного облика власти, по сути показывая нам, что благородный человек, вступающий на поприще политики, обречен на гибель. Ну и вечная тема любви, которой из-за моральных и общественных правил не суждено осуществиться – тоже из числа беспроигрышно держащих сюжет.

А вот дальше начинаются вопросы – не к Верди, а к его постановщикам. Отчего-то итальянский (туринский) режиссер Давиде Ливерморе решил перенести действие на 100 лет вперед в 1950-е годы и придать ему колорит хичкоковских черно-белых кинотриллеров. Возможно, логика в этом есть – атмосфера сгущающегося зла, хичкоковского «саспенса» характерна для Верди, может быть, более чем для кого-либо из композиторов-классиков: достаточно вспомнить «Трубадура», «Риголетто», «Симона Бокканегру», «Силу судьбы», «Дона Карлоса». Но уж если, образно говоря, садиться на лавочку меж двух таких титанов, как Верди и Хичкок, нужно быть на их уровне – иначе их огонь тебя испепелит. Увы, Ливерморе – здесь он режиссер и сценограф, при поддержке компании графического дизайна Gio Forma– продержался недолго. Если поначалу главная декорация оперы – классическая колоннада и стены губернаторского дворца (подозрительно напоминающего Большой театр – намек на жестокие внутритеатральные интриги?) производит внушительное впечатление, то вскоре ее назойливое вращение на поворотном круге начинает утомлять. Как утомляют и анимационные ночные птицы, почти безостановочно машущие крыльями разной степени громадности. И картины в массивных рамах, на деле оказывающиеся видеоэкранами из какого-то дворца Фантомаса.

Дольше других остается на плаву художник по свету Антонио Кастро, изобретая все новые способы подсветки этого самого дворца-театра и под конец заставляя светиться уже сами его стены. Но ему одному трудно спасти спектакль от ощущения однообразия, в буквальном смысле движения по замкнутому кругу.

Конечно, все это не так важно по сравнению с музыкальной стороной. За выдающееся исполнение можно было бы простить многие сценические корявости, кроме прямого опошления сюжета, чего в нынешней версии, к счастью, нет. Но и успех у исполнителей здесь пока что тоже сугубо переменный. Сперва дирижер Джакомо Сагрипанти обнадежил красочной передачей полифонически виртуозной увертюры, в которой уже можно разгадать будущего автора Реквиема и «Фальстафа». И в дальнейшем слуху представлялась возможность смаковать как туттийные, так и по-вердиевски выразительные камерные инструментальные звучания – тоскливо подпевающий Амелии английской рожок, робко-нежные флейты с арфой посреди сумрачной арии Ренато, глухо бряцающие на балладный манер арфы с виолончельным пиццикато в сцене скрепления заговора…

Временами (если не считать моментов разброда с оркестром, что, думаю, уберется при обкатке) вполне можно было выставить высшую оценку хору – например, в ночной сцене охоты на губернатора. Верди – мастер на такие остро ритмованные, издевательски-пританцовывающие мужские хорики, и коллектив Валерия Борисова отнесся к партитуре великого маэстро с похвальным тщанием, а иногда и, можно сказать, настоящим вдохновением. Великолепны массовые стретты-галопы – ах, какие роскошные оперетты писал бы Верди, не гори в его душе этот неугасимый мрачный огонь трагедии! Его канканам в «Бале-маскараде» мог бы позавидовать сам Оффенбах…

 Дуэт Амелии (Оксана Дыка) и Ричарда (Джорджио Беруджи) из второго действия. Фото с сайта Большого театра

Этот празднично-мишурный дух прекрасно уловила в куплетах из первого и третьего действий исполнительница партии пажа Оскара Нина Минасян. А вот другое сопрано, Оксана Дыка (центральная женская роль Амелии) скорее расстроила – резким, скрипучим звуком голоса. Жидковат для роли главного героя тенор Джорджио Берруджи – ему бы выступать в сугубо лирическом амплуа, а не в насыщенной контрастными эмоциями и красками партии Ричарда – мечтательного влюбленного и в то же время мудрого, мужественного государственного деятеля. Грубовато звучало меццо-сопрано болгарской звезды Нади Крастевой, многим памятной по роли Кармен в Большом в 2008 году, с тех пор, кажется, ставшее только тяжелей и «контральтистей»– что совершенно не нужно в партии гадалки Ульрики: Верди добивался эффекта инфернальности не столько тяжестью нижнего регистра, сколько взрывной энергией и дьявольской императивностью интонаций.

Неожиданно на этом фоне выделился Максим Аниськин, вышедший на замену другого, заболевшего солиста в партии Ренато. Он тоже иногда допускал небольшие сбои интонации, понятные, впрочем, в такой ситуации, но увлек красотой баритона и глубиной вчувствования в драму своего героя – простодушного друга Ричарда, иронией судьбы и интригами реальных злодеев оказавшегося его убийцей. Кульминации эта драма достигла в великолепно исполненной знаменитой арии мести из третьего действия Eri tu che macchiavi.

При всех моих замечаниях, надеюсь, «Бал-маскарад» вернулся в афишу Большого театра не на один-два сезона. Музыкальное исполнение вполне дотягиваемо, а сама опера уж больно хороша. Чтобы избежать головокружения от назойливых сценических «пугалок», вполне достаточно просто закрыть глаза и слушать Верди.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?