1. Выбирайте время
Лучший вариант - если для высказывания вашей идеи появится повод, в этом случае руководство будет готово к восприятию новых инициатив, особенно если руководитель вдруг предложит вам высказаться. Если же шеф сам не обращается к вам за советом, но ваша идея способна разрешить проблему, активно обсуждаемую на совещаниях или в кулуарах, быстрее высказывайте ее. Мысль в тему всегда ценна и актуальна. Шансы на то, что ее возьмут на вооружение с пылу с жару, близки к ста процентам, разумеется, если идея не утопическая.
2. Договоритесь об аудиенции
В зависимости от темперамента и характера шефа вам не всегда надо договариваться об аудиенции заранее, тем более не стоит говорить, что вы хотите поделиться с ним идеями, поскольку они ему могут быть просто неинтересны. Если уж решили обсудить свои предложения лично, просто договоритесь о короткой встрече в удобное для начальника время, не вдавайтесь в подробности, о чем пойдет разговор, но если будет задан вопрос, прямо скажите, что у вас есть ряд рациональных предложений.
Если ваш шеф достаточно демократичен и не считает, что есть только два вида мнений - его и неправильное, то пришлите ему на почту письмо с короткими, на одну страницу, предложениями. Пишите по сути. После отправки письма попробуйте сообщить ему об этом SMS или лично: Василь Василич, гляньте почту, я вам там кое-что отправил.
Когда шеф - тиран и деспот, то электронной почтой лучше не пользоваться, поскольку он все равно не ответит, - выбирайте момент для очного общения. Но ни в коем случае нельзя говорить начальнику заранее, что вы отправите ему письмо. Если вас что-то отвлечет и вы его не вышлете, то к вам отнесутся как к обыкновенному балаболу.
3. Уложитесь в 30 секунд
В сфере продаж есть отличный подход - "метод 30 секунд". Именно в это время необходимо уложить суть вашей идеи и ее преимущества. Данное время оптимально, чтобы заинтересовать руководителя или получить ответ относительно того, в правильном ли направлении вы двигаетесь в своих размышлениях. Тут есть один момент. Люди по-разному воспринимают информацию. Одним легче воспринимать сведения, выстроенные от частного к общему. Например: "У нас в компании слишком мало менеджеров по работе с клиентами, поэтому на тех, кто есть, падает тройная нагрузка, они не могут одинаково качественно работать со всеми клиентами, из-за этого компания теряет заказчиков, чтобы исправить ситуацию, надо сделать то и это". Другие люди воспринимают информацию наоборот - от общего к частному.
Постарайтесь, понаблюдав за шефом, понять, к какой категории людей он относится. Сделать это проще всего на совещаниях или во время постановки задач. Если вы не допущены до совещаний, пообщайтесь с теми, кто там бывает и с кем у вас хорошие отношения.
4. Место встречи
Не нужно говорить с начальником по дороге домой или на отдыхе и корпоративе. В такие моменты человек погружен совершенно в другие мысли и может просто не услышать вашу идею. Самый оптимальный момент - когда вас за что-либо похвалили, и вот тут лучше всего выступить с предложением, сказать, например, что вы признательны за добрые слова и теперь хотите кое-что предложить.
Также не нужно подходить к руководителю со своими идеями после совещаний и тем более разносов в отношении ваших коллег. В первом случае голова начальника занята тем, что только что обсуждалось, во втором он может решить, что вы собираетесь идти по головам своих нерадивых сослуживцев.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Марина Миронова, заместитель директора компании "Велес Персонал", Тимур Соколов, управляющий партнер компании ClubConsult.