Вот лежит томик И. Тургенева из серии "Школьная библиотека". Издательством, как я знаю, он отпускается по оптовой цене - 58 рублей. Магазин "накрутит" 25 процентов. Итого - более 70 рублей за том. Конечно, можно отправиться в библиотеку. Если она есть поблизости. Но даже в центре Москвы в 2000-м году были закрыты 8 библиотек: им нечем платить за коммунальные услуги, аренду...
До 1991 года в столице было 18 букинистических магазинов. После череды приватизаций осталось фактически два, остальные большей частью торгуют серебром, иконами, мебелью, картинами, превратившись в "комиссионки" для богатых. Между тем возрождение букинистической торговли - это наш шанс остаться "самой читающей страной" в мире. По некоторым данным, только в квартирах москвичей покоятся залежи в 5,5 миллиарда книг художественного содержания и 2,5 миллиарда - по медицине, математике, физике, авиастроению, геологии... Но сегодня в Москве ни один магазин не принимает не только художественную, но и специальную литературу. Популярные "Дом книги" на Арбате и магазин "Москва", к сожалению, сократили букинистические отделы в 10 раз и берут на "комиссию" лишь антиквариат, словари и альбомы. Товар дорогой, потому рентабельный.
Букинистическая торговля могла бы послужить и механизмом социальной поддержки для пенсионеров. Ведь прекрасные библиотеки старых "спецов" все чаще оказываются на помойке, хранить их наследникам не резон - только пыль разводить. После закрытия букинистических магазинов целый пласт культуры оказался отсеченным от нынешнего читателя. А в итоге в затруднительное положение попали тысячи специалистов, которые не имеют возможности заниматься "пополнением багажа", самообразованием.
Наше Министерство культуры эта проблема не волнует. "Культура, - сказали мне там, - не занимается коммерцией". А зря. В дореволюционной России был закон "Об аукционной торговле", в том числе - антикварными книгами, все это приносило империи миллионы. В министерстве, может, не знают, что том "Птицы Америки" 1864 года издания стоит миллион долларов. А лежал он под дождями в полуразрушенном храме в Ясенево вместе с тремя тысячами старинных книг.
Другая проблема - "неликвиды". 40 процентов из всего, что издается, попадает в "слив". Или в "макулатуру". Ведь это десятки, сотни тонн книг, которые можно было бы продать людям за 1-2 рубля. Или отправить в госпитали, детдома, на погранзаставы. Эти книги можно было бы спасти, но их негде хранить. Несколько месяцев назад обанкротилось издательство "Автор". Подвал, где хранились 50 тонн книг, затапливало. Куда все это перевезти? Десятки обанкротившихся издательств готовы продать тираж хоть по 30 копеек. Но спасать книгу некому. Государственной поддержки в этом деле что-то не видно. Хотя при администрации президента существует Совет по русскому языку, который должен бы, думается, озаботиться и этим участком культуры. Но на деле как раз русские книги и пропадают. Недавно мы, несколько московских писателей, спасли от затопления две тысячи томов репринтного издания "Казачьи войска", книгу Н. Костомарова "Казаки", трехтомник бытописателя русских нравов Болотова, труд историка Кондратия Буркина "Временщики и фаворитки" издания 1871 года, "Энциклопедию здоровья" в 4 томах... Может, найдутся охотники почитать?
Сам я - букинист в третьем поколении, написал два романа о собирателях книг. Ей Богу, душа болит, глядя на горы пропадающей настоящей литературы, которая из-за преходящей моды пока не нашла читателя. Неужели в большой Москве нельзя отыскать помещение для доступного по ценам букинистического магазина?