Хотя нынче ксендзы приезжают на службу в храмы на шикарных иномарках новых моделей, в целом одна из самых богатых "фирм" страны, каковой является Польская католическая церковь, находится на грани банкротства. Она не лучшим образом управляет делами в условиях рыночной экономики.
Доходы приходских священников точно установить невозможно, так как они складываются из добровольных оплат прихожан за крещение, венчание, отпевание и т. д. А вот оплата труда епископов редко превышает 500 злотых (около 125 долларов) в месяц. В целях экономии сокращается вспомогательный персонал. В курии города Радом на трех епископов приходится один шофер, он же сторож. Все чаще иерархи вынуждены сами садиться за руль.
Самых больших расходов требует именно содержание курий, а также духовных семинарий. Кроме того, надо содержать ксендзов-пенсионеров, дотировать епархиальные радиостанции, посылать по всему свету миссионеров, платить ватиканский налог.
После перехода страны на демократические и одновременно рыночные рельсы почти до нуля сократилась финансовая помощь западных церквей польскому костелу, и он вынужден все больше помогать католикам на Востоке.
Расходов много, а поступления в доходную часть идут со скрипом. Варшавская епархия, к примеру, заинтересовалась рынком недвижимости и решила выстроить в центре столицы здание под офисы фирм и представительств. Деловой центр торжественно открыл глава Польской католической церкви кардинал Юзеф Глемп. Но вскоре обнаружилось, что пустует почти половина здания, площадь которого более 15 тысяч квадратных метров. Люди в рясах просчитались. Строительство обошлось в 20 миллионов долларов, 16 из них заняты у банка. Стоимость кредита ляжет тяжелым бременем на плечи варшавских ксендзов.
Епископат решил пополнить церковный бюджет за счет создания открытого пенсионного фонда, нашел американского партнера, который стал управлять активами польского костела, размещенными в других странах, с большей эффективностью. Но фонд поздно "стартовал" и не собрал достаточного количества вкладчиков, к тому же вложил полученные средства в акции фирм, котировки которых вскоре начали падать на бирже. И сегодня католический пенсионный фонд - один из слабейших в стране.
А вот отдельные священники ведут дела действительно по-рыночному. Один выкупил землю бывшего госхоза и поставил на ноги крупное фермерское хозяйство. Другой реставрировал заброшенный монастырь и сдал его в аренду под банк. Третий открыл молодежный центр отдыха. А некоторые додумались даже до того, что предлагают костельные башни для установки антенн телефонной сотовой сети. И предложения находят спрос.
Хозяйственная деятельность Польской католической церкви доказывает, что централизованное планирование больших структур, охватывающих всю страну, проигрывает в сравнении с изворотливостью местных предпринимателей.