Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по развитию космической отрасли. Глава правительства, в частности, предложил восстановить систему военной приемки. Очень своевременное предложение, особенно на фоне набирающего силу очередного скандала в оборонно-космической промышленности.
В пятницу на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение: «В Самарской области возбуждено уголовное дело по факту подделки запчастей для ракет». Такого у нас еще не было! Речь пока об одном из бывших руководителей Волжского конструкторского бюро, расположенного в Самаре. Однако в поле зрения следователей могут оказаться и другие фигуранты.
Волжское КБ,
Очередной госзаказ КБ получило в
В КБ подготовили документацию. А дальше — странности. По данным следствия, заместитель генерального конструктора Михаил Фирстов (нынче уже не работающий в КБ) убедил руководство волжского предприятия в целесообразности изготовления новой техники на производственных мощностях только что созданной крошечной фирмы «Энком». Это общество с ограниченной ответственностью не имело ни лицензии на изготовление таких агрегатов, ни соответствующего оборудования. Зато, как считают следователи, учредителем фирмы стал родственник Фирстова, а главным технологом — его сын.
Изготовленные «Энкомом» баки и агрегаты отправили для испытаний в Челябинскую область на весьма авторитетный Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова, находящийся в ведении Роскосмоса (предприятие выпускает не только трамваи, но и ракетные системы, маневровые космические двигатели, в том числе для пилотируемых кораблей). Испытания на Урале прошли успешно, и на изделия поставили солидную марку Усть-Катавского завода.
А дальше агрегаты поехали к заказчикам в подмосковный Королев и на Байконур на тесты. И тут ЧП. Как сообщается на сайте Генпрокуратуры, испытания провалились. На доработку необходимо еще 9 млн рублей — помимо тех 14, которые были уже перечислены фирме «Энком». Начались проверки. По их итогам руководители РКК «Энергия» и Волжского КБ передали материалы в правоохранительные органы.
По данным следствия, нелегальную продукцию фирма производила в трех арендованных гаражных боксах. Однако это категорически опровергают в РКК «Энергия». Но как бы там ни было, заварилась каша. Зачем нужно было связываться с новоиспеченной фирмой, не имеющей лицензии, когда в Самаре имеются предприятия ракетно-космической отрасли с незагруженными мощностями? За комментариями мы обратились к одному из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герою Социалистического Труда Борису Владимировичу Бальмонту.
— Догадаться, конечно, нетрудно: деньги. КБ могло привлечь к выполнению заказа напрямую Усть-Катавский вагоностроительный завод. Я знаю это предприятие, там агрегаты сделали бы отлично. А на испытания их проще всего было отправить в головную организацию непосредственно в Королев.
Коррупция, разъедающая многие сферы экономики, захватила полтора десятилетия назад и ракетно-космическую промышленность. И то, что сегодня вскрывается, — лишь вершина айсберга. Под водой остаются невидимые теневые потоки. Всякие ЗАО, ООО, посредники — попробуй разберись в этих запутанных цепочках. Да уж, научились растаскивать мастерски...
Прав многоопытный Борис Владимирович. Мне в свое время рассказывали, как на одном крупном предприятии скупали на бюджетные деньги квартиры, оформляя их на высокопоставленных работников. А еще можно вспомнить, как в сейфовой ячейке было обнаружено 1,6 млн долларов, принадлежащих известному конструктору. Он, конечно, объяснил их происхождение: взял кредит под залог квартир. Но, как говорится, осадок остался. И совсем свежее дело: миллиардные махинации с бюджетными средствами, выделенными на программу ГЛОНАСС...
Как запутанные цепочки, о которых говорил Борис Бальмонт, сделать прозрачными? Это реально, если на это решатся на всех этажах управления отраслью, в том числе и в производственном комплексе.