Ещё год назад я работала звукорежиссером на радиостанции. Теперь делаю кукол на заказ, преподаю и участвую в выставках.
Я давно работала на радио. Начинала как звукооператор, но потом поняла, что, если компания будет испытывать трудности, обычных «звукарей» будут увольнять в первую очередь. Монтировала программы, джинглы. Это была городская станция, где не все шло в прямом эфире, так что помимо диджеев были настоящие советские «звукари».
Так что я, взрослая
Знаете, что представляет собой вступительный экзамен по звукорежиссуре? Это тест и вопросы из школьного курса физики —
Меня спрашивали об оборудовании радиостудий и концертных залов, о динамических и тембровых преобразованиях сигнала. Я не очень уверенно, но отвечала. Потом нужно было на слух определить состав оркестра и на какой носитель записана фонограмма. Здесь было легче — слух развит годами работы на радио. На экзамене по сольфеджио мы писали музыкальный диктант и пели. На гармонии мне пришлось вспомнить все, что я знала о модуляциях и хроматических секвенциях. На специальности я исполняла Шумана. Словом, не сказать, что учиться в консерватории было легко. Пять лет я совмещала работу с учебой: утром ехала к девяти часам на занятия, вечером, часов до десяти, монтировала.
Несмотря на полученное таким трудом образование, я все же осталась без работы. Радиостанцию просто закрыли. К тому времени мне было 40, и оказалось, что молодежные радиостанции вовсе не рады принять на работу такого классного специалиста, как я. Я устроилась на скучнейшую должность звукооператора в торговую сеть: монтировала рекламные ролики и заставки, а сама ненавидела работу за однообразие.
Вот тогда я снова взялась за куклы: авторская кукла — это было мое детское увлечение. Теперь же, когда учеба перестала отнимать все вечера, а о работе хотелось забыть как можно быстрее, я снова взялась за шитье. Постепенно в доме стали появляться вязаные и тряпичные куклы, фантастические звери и герои книг. У меня обнаружилась целая коробка кукольных глаз, ртов. Я мастерила украшения из проволоки.
По вечерам мы с дочкой Машкой сидели рядом, и каждая мастерила свою куклу. Она мне и сказала: «Мам, а давай ты в Доме творчества преподавать будешь?» А Машка давно ходила туда в кружок керамической игрушки.
Так я неожиданно стала детским педагогом и кукольником. Быстро собралась группа из десяти детей, я закупила материалы. Занятия проходили трижды в неделю и проходили на ура. Я подумала и уволилась из супермаркета с их рекламными джинглами. В Доме творчества денег, конечно, платят меньше, но я начала сдавать квартиру, так что на доходе мое увольнение не сказалось. Зато сколько удовольствия!
И даже в кризис, когда кружок закрыли (Дому творчества сильно урезали финансирование), мой образ жизни мало изменился — кружок кукол переместился ко мне домой. Оказалось, занятия так полюбились детям, что родители решили платить мне сами.
Более того, я даже в выставках начала участвовать. Летом мои гаврики впервые выставлялись, нескольких купили, хотя я не стремлюсь продавать своих кукол — грустно, когда их забирают. Словом, благодаря кризису и возрасту я неожиданно начала заниматься творчеством, которое, хотя и не приносит много денег, делает меня намного счастливее!
Ирина, Москва
Как поступить
Иветта Александрова, генеральный директор компании HR (Capital):
— Если деньги для человека не являются первоочередным фактором, смена деятельности — это очень даже хорошо. Можно порадоваться, что Ирина не стоит на месте и находит себе применение. Она освоила новую профессию и, когда кризис закончится, сможет выбирать — продолжать делать куклы или вернуться в звукорежиссуру. На мой взгляд, сейчас не хватает авторских кукол, так что её новое занятие в перспективе очень денежно. Надо только договориться о реализации игрушек через магазины подарков или создать свой сайт. Вообще, кризис не самое плохое время для тех, кто решил заняться собственным бизнесом.