В продуваемом декабрьскими ветрами мосфильмовском павильоне режиссер из Киева Игорь Савченко снимал заключительные эпизоды "Тараса Шевченко". Исполнителю главной роли Сергею Бондарчуку тогда, в 1950 году, было тридцать лет, он перевоплощался в великого украинского поэта, жизнь которого уже подходила к концу.
Переживший гонения и ссылки, ссутулившийся Шевченко предстал перед благородным собранием Петербурга, читая стихи:
"Спокон века Прометея
Там орел карает..."
Бондарчук произносил строки по-украински. Не все было понятно, но какая сила, какая страсть слышались в его голосе! Актеры и так называемые "эпизодчики" слушали, затаив дыхание. Я изображал безымянного студента-семинариста. Стоя рядом с Кобзарем, бросал на него восхищенные взгляды. Для меня, шестнадцатилетнего, это был одновременно великий украинский поэт и великий советский артист.
После "Молодой гвардии" (1948 г.), где он создал образ большевика Валько, Сергей Бондарчук практически играл свою вторую значительную роль в кино. Его лицо еще не примелькалось на киноэкране. Позднее к нему придет подлинный успех. И Золотой приз на 1-м Московском международном кинофестивале за "Судьбу человека", и "Оскар" за "Войну и мир", и многие другие престижные награды вручались актеру и режиссеру, познавшему поистине мировую славу.
В числе лучших актерских работ Бондарчука называют роли Андрея Соколова ("Судьба человека"), Пьера Безухова ("Война и мир") или других героев - в фильмах "Сережа", "Неоконченная повесть", "Об этом забывать нельзя", "Они сражались за Родину", "Отелло"... Но для меня - это "Тарас Шевченко", определивший мою судьбу. Именно эта встреча с Сергеем Бондарчуком решила мой выбор профессии журналиста. Художник поразительного таланта, Бондарчук прожил счастливую и вместе с тем трудную жизнь. Особенно в последний период творчества, когда начался развал отечественного кинематографа и мастер впал в немилость у властей предержащих. Но огромный международный авторитет Бондарчука позволил ему удержаться на высоте и с помощью итальянских спонсоров даже снять многосерийную эпопею "Тихий Дон". Однако итальянцы так смонтировали картину, что невольно исказили ее идею, из-за чего у режиссера возник с ними конфликт.
Он был художником - творцом, а не коммерсантом. И бессилие перед изменившимся миром его подкосило.
За месяц до кончины Сергея Федоровича я пришел к нему взять интервью. Судьба распорядилась так, что эта вторая в жизни наша личная встреча произошла только через 44 года. В 50-м он был молодой, черноволосый парубок с горящими глазами. А тут дверь квартиры на Тверской распахнул могучий с виду лев, с пышной седой гривой, с нескрываемой печалью в глазах. Мне сразу вспомнились и удивительный Тарас Шевченко, и Прометей, прикованный к скале, и орел, терзающий его тело.
Сергей Федорович рассказал мне о новом своем проекте - он задумал сделать историческую киноэпопею "Александр Македонский". Сожалел, что не удалось воплотить на экране мечту юных лет - экранизацию "Тараса Бульбы".
Он рассуждал о душе, о Боге... "Раньше я был партийным, мне не полагалось ходить в церковь. Но на шее я всегда носил крест. Перед всяким начинанием осеняю себя крестным знамением". И сказал, что Папа Римский Иоанн XXIII предложил ему келью в Ватикане: "Если вам станет трудно, приезжайте в любое время". Но Сергей Бондарчук всегда был русским патриотом и православным христианином. Неустанно отдавал свой труд Родине.
Горестны были размышления Сергея Федоровича о современном состоянии искусства: "У нашего государства нет идеологии. Нет программы. Куда движемся - неясно." В день нашей встречи был он невесел. Не мог спокойно сидеть за столом, вставал, выходил из комнаты. Принес бутылку водки. Но сам не притронулся, угощал меня. Подошел к окну, уселся у мольберта дорисовывать портрет. Я и запечатлел его за этим занятием. Потом он водил меня по квартире. На всех стенах были развешены его живописные полотна - профессионально сделанные натюрморты, пейзажи, эскизы декораций к фильмам.
Прощаясь, в дверях протянул руку для рукопожатия: "А я тебя помню. С 50-го года, с "Шевченко".
А в третий раз я видел его уже на Новодевичьем кладбище 20 октября 94-го. Гроб с телом несли Никита Михалков, Николай Бурляев и другие соратники Мастера. Он не умрет в наших сердцах, пока люди будут сохранять любовь к светлому и талантливому искусству.
В 1995 году на кинофестивале "Московский Пегас" в Доме Ханжонкова фильм С.Ф. Бондарчука "Борис Годунов" стал лауреатом. Награду приняла вдова режиссера Ирина Константиновна Скобцева. Она заметила, что с 1986 года этот фильм был под запретом...