Главная Культура 00:01 27 Августа 2021 34357
Ступка вам – не мешок картошки

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском пространстве. На его похороны пришел, кажется, весь Киев, как в свое время на похороны Высоцкого пришла вся Москва. Оно и неудивительно: Ступка был — и остается на сегодняшний день — самым крупным актером в истории украинского театра и кино. Впрочем, его таланта, энергии, харизмы хватало и на российский, и на европейский кинематограф.

Родившийся в небольшом поселке неподалеку от Львова, Богдан Сильвестрович нежно любил свою неньку Украину, в разговоре со мной, москвичом с украинскими корнями, нередко переходил на рiдну мову, с удовольствием цитировал национальных классиков, но мыслил он, по моим многолетним наблюдениям, поистине всемирными масштабами и категориями. Когда украинские националисты попробовали обвинить его в том, что он, дескать, сыграл в «москальском» фильме «Тарас Бульба», Ступка с неподражаемым достоинством ответил, что Гоголь — не мешок картошки, который надо поделить между враждующими соседями. Гоголь, по его убеждению, неделимо принадлежит всему мыслящему человечеству. Как и Шевченко, Пушкин, Пастернак, Ахматова, которых Ступка виртуозно читал на своих творческих вечерах.

Всему человечеству — это сегодня очевидно — принадлежит и огромный, многогранный, не обозримый в рамках одной газетной статьи талант Богдана Ступки. Человек-глыба, мега-звезда национальной культуры, вошедший в топ-100 великих украинцев за всю историю страны, он переиграл едва ли не весь лучший мировой театральный репертуар. Он выходил на сцену в пьесах Софокла, Шекспира, Ибсена, Чехова, Брехта, Ивана Франко, Шолом-Алейхема, Островского, Булгакова, Леси Украинки...

На экране и сцене он побывал в образах Фауста и Мефистофеля, Бориса Годунова и Тараса Бульбы, Керенского и Чингисхана, Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы, царя Эдипа и короля Лира, Иешуа и Ричарда III, григория Сковороды и Дон Жуана, Тараса Шевченко и Льва Толстого, Леонида Брежнева и Зигмунда Фрейда — и этот список можно длить долго. Кто еще из его современников мог поднять и воплотить такой разнообразный и глубокий исторический, жизненный, человеческий, философский материал?

Мне приходит на ум только наш Михаил Ульянов, с которым, кстати, Ступка был дружен. Более того, Михаил Александрович заметил талант молодого коллеги в картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной» и пригласил его в свой режиссерский дебют — фильм «Самый последний день». Это была первая работа Ступки в российском кино. Свои этапные кинороли — в сериалах и фильмах «Николай Вавилов», «Водитель для Веры», «Свои», «Тарас Бульба», «Дом», «Однажды в Ростове» — украинский актер сыграл в творческом союзе именно с нашими мастерами экрана. И на рубеже веков стал, наряду с Олегом Янковским, главным и лучшим актером на всем постсоветском пространстве.

Эти знаковые роли пришли, когда актеру было уже за 50. «Не жалеете, что признание пришло так поздно? Почему так долго созревали»? — помнится, спросил я у Ступки. — «Потому что хорошее вино тоже долго созревает», — улыбаясь, ответил он. И уже серьезно добавил: «Лучше все-таки поздно, чем никогда — так учит народная мудрость. Видимо, мне надо было накопить необходимый жизненный и театральный опыт, сыграть много серьезных и разных ролей нас цене, чтобы все это впоследствии вылилось на экран. И когда подоспели большие работы в прославивших меня фильмах, я к ним внутренне оказался готов. Так что на судьбу я не жалуюсь».

К своему 70-летию Богдан Ступка получил все мыслимые и немыслимые награды и у себя на родине, и в России, Европе. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, Герой Украины, офицер польского ордена и лауреат итальянских премий, обладатель «Ники» и трех «Золотых орлов»... Не было у него только «Оскара», о котором Ступка, как мне кажется, всерьез помышлял. И имел для этого все основания.

Не случайно американская пресса после показа в Нью-Йорке фильма Киры Муратовой «Два в одном», в котором Ступка безжалостно обнажил нутро престарелого развратника, мерзкого сластолюбца, ставила его в один ряд с Робертом де Ниро, Аль Пачино, Энтони Хопкинсом. Казалось, вот сейчас он снимется у кого-то из «своих» режиссеров — у той же Муратовой, или у Режиса Варнье, Кшиштофа Занусси, Ежи Гофмана, Юрия Ильенко, Отара Иоселиани, Владимира Бортко, Павла Чухрая, Дмитрия Месхиева, или его заметит и пригласит в новый фильм Скорсезе или Спилберг (а Ступка владел английским языком), — и «дядюшка-Оскар» окажется у него в руках. Но...

Всенародную известность Богдана Ступки не раз пытались использовать власть имущие, затягивая его в паутину политических игр. Однажды он сходил во власть, став министром культуры. Пробыл там недолго — всего 17 месяцев, потом правительство отправили в отставку, и Ступка вернулся в свой родной театр. Позже с легкой примесью иронии говорил, что эти «17 мгновений весны» стали для него еще одной новой ролью — ролью министра культуры, которую ему было интересно сыграть. Больше в политику его никому затащить не удалось, хотя многие усердно пытались.

«Один политик, — рассказывал мне Богдан Сильвестрович в наш последний разговор, случившийся за два года до его кончины, — тянул меня в свою партию. А я ему говорю: я уже вступил в партию искусства. Он говорит: это что-то новенькое, когда она была создана? А я ему отвечаю: да еще четыре-пять тысяч лет тому назад. Я состою в этой партии уже 50 лет. И не думаю из нее выходить. Заниматься искусством — это для меня великое счастье».

Он ушел внезапно, на продолжавшемся взлете своей творческой судьбы. Никому и в голову не могло прийти, что этот кряжистый здоровяк, от которого исходило ощущение интеллектуальной и физической мощи, который совсем недавно легко взлетал в седло в фильме «Тарас Бульба», вдруг рухнет, как подрубленное дерево. Но летом 2010 года на съемках сериала «Однажды в Ростове» Ступка внезапно потерял сознание. Тогда он не придал этому большого значения. Неутешительный диагноз был поставлен через полгода. После операции в Германии врачи его обнадежили. Но коварная болезнь вернулась, метастазы перекинулись на кости. Кроме него и самых близких ему людей, никто об этом не знал.

Превозмогая боль, актер продолжал работать, пока хватало сил. Ходил, опираясь на трость, любопытствующим говорил, что повредил мениск. Последней его ролью должен был стать больной старик Сорин в спектакле по пьесе Чехова «Чайка». Ступка был инициатором и душой этого проекта. Но до премьеры не дожил. Тем не менее, спектакль, принятый зрителями на ура, стал триумфом его отныне знаменитой фамилии. Две главные мужские роли — беллетриста Тригорина и начинающего писателя Треплева — с блеском сыграли сын Богдана Сильвестровича, народный артист Украины Остап Ступка, и его внук, молодой актер Дмитро Ступка.

Думаю, Богдан Сильвестрович, доживи он до премьеры, остался бы доволен увиденным. Несмотря на свои бесконечные разъезды и съемки, на компанейский характер, на репутацию весельчака и непревзойденного рассказчика анекдотов, он в глубине души был домашним, семейным человеком. Боготворил свою мать Марию Григорьевну, которая прожила на свете 95 лет. До седых волос прислушивался к ее советам и наставлениям. Преданно любил свою жену Ларису — бывшую балерину, которую выбрал однажды и на всю жизнь. Неустанно заботился о своей большой, из 8 человек, семье. И, как охотник, добытчик, настоящий мужик, старался сделать все, чтобы в доме были достаток и благоденствие. Пока он был жив, ему это сполна удавалось. Теперь эта ноша лежит на плечах его сына.

А на могиле Богдана Сильвестровича поставили необычный памятник: дерево из бронзы, растущее корнями вверх. Оказывается, в тех краях, где родился актер, была полузабытая нынче гуцульская традиция. Когда человек рождался, сажали дерево, когда умирал — дерево обрезали и устанавливали корнями вверх, символизируя неразрывную связь человека не только с родной землей, но и с небесами. Там, на небесах, теперь обитает светлая душа великого актера и великого сына Украины Богдана Сильвестровича Ступки.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?