Главная Культура 00:01 27 Августа 2021 34467
Ступка вам – не мешок картошки

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском пространстве. На его похороны пришел, кажется, весь Киев, как в свое время на похороны Высоцкого пришла вся Москва. Оно и неудивительно: Ступка был — и остается на сегодняшний день — самым крупным актером в истории украинского театра и кино. Впрочем, его таланта, энергии, харизмы хватало и на российский, и на европейский кинематограф.

Родившийся в небольшом поселке неподалеку от Львова, Богдан Сильвестрович нежно любил свою неньку Украину, в разговоре со мной, москвичом с украинскими корнями, нередко переходил на рiдну мову, с удовольствием цитировал национальных классиков, но мыслил он, по моим многолетним наблюдениям, поистине всемирными масштабами и категориями. Когда украинские националисты попробовали обвинить его в том, что он, дескать, сыграл в «москальском» фильме «Тарас Бульба», Ступка с неподражаемым достоинством ответил, что Гоголь — не мешок картошки, который надо поделить между враждующими соседями. Гоголь, по его убеждению, неделимо принадлежит всему мыслящему человечеству. Как и Шевченко, Пушкин, Пастернак, Ахматова, которых Ступка виртуозно читал на своих творческих вечерах.

Всему человечеству — это сегодня очевидно — принадлежит и огромный, многогранный, не обозримый в рамках одной газетной статьи талант Богдана Ступки. Человек-глыба, мега-звезда национальной культуры, вошедший в топ-100 великих украинцев за всю историю страны, он переиграл едва ли не весь лучший мировой театральный репертуар. Он выходил на сцену в пьесах Софокла, Шекспира, Ибсена, Чехова, Брехта, Ивана Франко, Шолом-Алейхема, Островского, Булгакова, Леси Украинки...

На экране и сцене он побывал в образах Фауста и Мефистофеля, Бориса Годунова и Тараса Бульбы, Керенского и Чингисхана, Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы, царя Эдипа и короля Лира, Иешуа и Ричарда III, григория Сковороды и Дон Жуана, Тараса Шевченко и Льва Толстого, Леонида Брежнева и Зигмунда Фрейда — и этот список можно длить долго. Кто еще из его современников мог поднять и воплотить такой разнообразный и глубокий исторический, жизненный, человеческий, философский материал?

Мне приходит на ум только наш Михаил Ульянов, с которым, кстати, Ступка был дружен. Более того, Михаил Александрович заметил талант молодого коллеги в картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной» и пригласил его в свой режиссерский дебют — фильм «Самый последний день». Это была первая работа Ступки в российском кино. Свои этапные кинороли — в сериалах и фильмах «Николай Вавилов», «Водитель для Веры», «Свои», «Тарас Бульба», «Дом», «Однажды в Ростове» — украинский актер сыграл в творческом союзе именно с нашими мастерами экрана. И на рубеже веков стал, наряду с Олегом Янковским, главным и лучшим актером на всем постсоветском пространстве.

Эти знаковые роли пришли, когда актеру было уже за 50. «Не жалеете, что признание пришло так поздно? Почему так долго созревали»? — помнится, спросил я у Ступки. — «Потому что хорошее вино тоже долго созревает», — улыбаясь, ответил он. И уже серьезно добавил: «Лучше все-таки поздно, чем никогда — так учит народная мудрость. Видимо, мне надо было накопить необходимый жизненный и театральный опыт, сыграть много серьезных и разных ролей нас цене, чтобы все это впоследствии вылилось на экран. И когда подоспели большие работы в прославивших меня фильмах, я к ним внутренне оказался готов. Так что на судьбу я не жалуюсь».

К своему 70-летию Богдан Ступка получил все мыслимые и немыслимые награды и у себя на родине, и в России, Европе. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, Герой Украины, офицер польского ордена и лауреат итальянских премий, обладатель «Ники» и трех «Золотых орлов»... Не было у него только «Оскара», о котором Ступка, как мне кажется, всерьез помышлял. И имел для этого все основания.

Не случайно американская пресса после показа в Нью-Йорке фильма Киры Муратовой «Два в одном», в котором Ступка безжалостно обнажил нутро престарелого развратника, мерзкого сластолюбца, ставила его в один ряд с Робертом де Ниро, Аль Пачино, Энтони Хопкинсом. Казалось, вот сейчас он снимется у кого-то из «своих» режиссеров — у той же Муратовой, или у Режиса Варнье, Кшиштофа Занусси, Ежи Гофмана, Юрия Ильенко, Отара Иоселиани, Владимира Бортко, Павла Чухрая, Дмитрия Месхиева, или его заметит и пригласит в новый фильм Скорсезе или Спилберг (а Ступка владел английским языком), — и «дядюшка-Оскар» окажется у него в руках. Но...

Всенародную известность Богдана Ступки не раз пытались использовать власть имущие, затягивая его в паутину политических игр. Однажды он сходил во власть, став министром культуры. Пробыл там недолго — всего 17 месяцев, потом правительство отправили в отставку, и Ступка вернулся в свой родной театр. Позже с легкой примесью иронии говорил, что эти «17 мгновений весны» стали для него еще одной новой ролью — ролью министра культуры, которую ему было интересно сыграть. Больше в политику его никому затащить не удалось, хотя многие усердно пытались.

«Один политик, — рассказывал мне Богдан Сильвестрович в наш последний разговор, случившийся за два года до его кончины, — тянул меня в свою партию. А я ему говорю: я уже вступил в партию искусства. Он говорит: это что-то новенькое, когда она была создана? А я ему отвечаю: да еще четыре-пять тысяч лет тому назад. Я состою в этой партии уже 50 лет. И не думаю из нее выходить. Заниматься искусством — это для меня великое счастье».

Он ушел внезапно, на продолжавшемся взлете своей творческой судьбы. Никому и в голову не могло прийти, что этот кряжистый здоровяк, от которого исходило ощущение интеллектуальной и физической мощи, который совсем недавно легко взлетал в седло в фильме «Тарас Бульба», вдруг рухнет, как подрубленное дерево. Но летом 2010 года на съемках сериала «Однажды в Ростове» Ступка внезапно потерял сознание. Тогда он не придал этому большого значения. Неутешительный диагноз был поставлен через полгода. После операции в Германии врачи его обнадежили. Но коварная болезнь вернулась, метастазы перекинулись на кости. Кроме него и самых близких ему людей, никто об этом не знал.

Превозмогая боль, актер продолжал работать, пока хватало сил. Ходил, опираясь на трость, любопытствующим говорил, что повредил мениск. Последней его ролью должен был стать больной старик Сорин в спектакле по пьесе Чехова «Чайка». Ступка был инициатором и душой этого проекта. Но до премьеры не дожил. Тем не менее, спектакль, принятый зрителями на ура, стал триумфом его отныне знаменитой фамилии. Две главные мужские роли — беллетриста Тригорина и начинающего писателя Треплева — с блеском сыграли сын Богдана Сильвестровича, народный артист Украины Остап Ступка, и его внук, молодой актер Дмитро Ступка.

Думаю, Богдан Сильвестрович, доживи он до премьеры, остался бы доволен увиденным. Несмотря на свои бесконечные разъезды и съемки, на компанейский характер, на репутацию весельчака и непревзойденного рассказчика анекдотов, он в глубине души был домашним, семейным человеком. Боготворил свою мать Марию Григорьевну, которая прожила на свете 95 лет. До седых волос прислушивался к ее советам и наставлениям. Преданно любил свою жену Ларису — бывшую балерину, которую выбрал однажды и на всю жизнь. Неустанно заботился о своей большой, из 8 человек, семье. И, как охотник, добытчик, настоящий мужик, старался сделать все, чтобы в доме были достаток и благоденствие. Пока он был жив, ему это сполна удавалось. Теперь эта ноша лежит на плечах его сына.

А на могиле Богдана Сильвестровича поставили необычный памятник: дерево из бронзы, растущее корнями вверх. Оказывается, в тех краях, где родился актер, была полузабытая нынче гуцульская традиция. Когда человек рождался, сажали дерево, когда умирал — дерево обрезали и устанавливали корнями вверх, символизируя неразрывную связь человека не только с родной землей, но и с небесами. Там, на небесах, теперь обитает светлая душа великого актера и великого сына Украины Богдана Сильвестровича Ступки.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5414
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4993
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...