Одна из основательниц нашумевшего движения Femen Оксана Шачко совершила необъяснимое самоубийство в своей парижской квартире. Как, почему? Красивая, известная, молодая (31 год!), сплела веревку и приделала ее на крюк... Громкую новость, сразу занесенную в рубрику «суицид звезды», распространила организация «ОНА» через Telegram и канал Paris Burns. Борьба Оксаны с гламурной эксплуатацией женщин окончилась трагичной капитуляцией.
Она оставила записку на английском, обращенную к парижской богеме, в которой говорилось: «Вы все — фейк». Соратница Шачко по Femen дала в соцсетях свое объяснение: «Мне довелось видеться и общаться с Оксаной в Париже. Несколько раз она приходила в наш сквот. Мы пытались вытаскивать ее на акции, но парижская богема поглотила ее. У Оксаны было много выставок, внимание прессы, богатые друзья. За последние пару лет она пыталась покончить с собой два раза. Третья попытка, к сожалению, оказалась успешной».
Тут нужно вернуться к истокам. Изначально Femen родилась как левацкая группа протеста «против сексуальной эксплуатации украинских женщин и секс-туризма». Тогда на Украине Femen сознательно эпатировала равнодушную публику акциями, на которые молодые душой и телом участницы выходили в нижнем белье. В августе 2009-го в Киеве именно Оксана Шачко первой публично обнажила грудь. С тех пор дамы из Femen постоянно протестовали исключительно топлес, чем вызвали интерес просвещенной Европы.
Журналист Оливье Гужон, автор книги «Femen, история предательства», подробно изучил историю девичьих идей, забав и заблуждений. Когда девушки перебрались во Францию, пассионарных украинок ждала высокомерная враждебность местных Femen и СМИ. Александра и Оксана, по оценке Гужона, — искренние революционерки, тогда как у Инны были более прагматичные планы. Возник культ лидера. Движение разрослось, но лишилось изначальной идеологии: борьба за равенство полов с помощью «секстремизма». Акции целились лишь на то, что обладает медийной ценностью...
Время от времени из стана Femen доносились реплики: «нас больше нет... Девочки перессорились и не поделили власть». Но дело было не только в интригах. В демократичной Европе куда жестче смотрели на их протестные акции. Пока они голой грудью прокладывали дорогу к свободе и демократии в Киеве, обличали «диктатуру» в России и Украине, им аплодировали. А во Франции Femen осудили за акцию в Нотр-Дам-де-Пари. Это вам не пляски Pussy Riot в храме в Москве, тут надо уважать священное место. Спиливание креста в Киеве — «акт демократии, проявление крайнего атеизма», а когда одна из девиц в Ватикане затеяла похищение младенца Иисуса из колыбели, ее закидали помидорами: на святыню руку подняла. На доме в Париже на калитке написали: «Мы идем вас убивать, грязные шлюхи!»
Впрочем, история разочарований отчаянных феминисток начинается не сегодня. Автор основополагающего эссе «Защита прав женщины» англичанка Мэри Уолстонкрафт, неверная подруга швейцарского художника хоррора Генри Фюсли, расставшись с очередным избранником, совершила две попытки самоубийства: травилась опиумом и бросилась в Темзу. Но скончалась она в 38 лет после успешных родов.
Когда-то приоритетом женской эмансипации на Западе был доступ девиц хоть к какому-то, а затем и к высшему образованию. Вопрос 200 лет назад решили, и с середины XIX века образованные женщины нацелились на политическое равенство. Феминизм первой волны, отвоевав избирательные права, учебу в университетах и работу вне дома, пошел на спад.
В 1960-е в США родился либеральный феминизм, добившийся законодательного запрета дискриминации по признаку пола во всех сферах экономической активности. Радикальный феминизм провозгласил уже протест против государства как инструмента контроля за женской сексуальностью, которую мужчины хитро приспособили для своих нужд.
А что дальше? Сегодня просто выступать в Европе в защиту эксплуатируемых женщин немодно, нужно нечто гендерно оригинальное и политически конъюнктурное. А голая грудь как таран борьбы перестала возбуждать публику. Похоже, это поняла в Париже Оксана Шачко.