Всех сотрудников еще при приеме на работу я сразу предупреждал, что в отпуск отпускать не буду, в их распоряжении есть и без того многочисленные в нашей стране праздники и новогодние каникулы. Если кого-то мои требования не устраивали, я сразу предлагал не заключать трудовой договор, поскольку мы бы просто не сработались.
Я не изверг, но уверен, что в компании должны работать профессионалы, получающие удовольствие не от пляжа или музеев, а от своей работы. Если ты получаешь удовольствие от работы в офисе, то зачем тебе отдыхать? Сам живу в таком режиме уже много лет, семья не жалуется, проблем со здоровьем нет, так что поводов усомниться в своей правоте у меня до недавнего времени не было.
Кризис на нашем бюро, конечно, сказался: уменьшилось число заказов, но благодаря высокой трудоспособности и производительности моих специалистов мы стали брать дополнительную срочную работу. Нагрузки возросли в разы, но и зарплаты чуть поднялись - я всегда забочусь о своих работниках.
До февраля все было отлично: пока конкуренты закрывались и сокращали штат, мы взяли еще двух новых работников - дизайнера и фотографа. Я был уверен, что мои подчиненные ценят стабильное положение фирмы и благодарны мне за уверенность в завтрашнем дне. Оказалось, что я не совсем понимаю своих сотрудников.
В конце февраля ко мне косяком повалили подчиненные из разных отделов. Все просились в отпуск хотя бы на неделю. Аргументы у всех были одинаковые: сил уже никаких нет, любимая работа опостылела, потому что превратилась в конвейер. Я отвечал отказом ровно до тех пор, пока не столкнулся с такой ситуацией: все мечтавшие об отдыхе стали вдруг заболевать точно по графику. Одну неделю из восьми дизайнеров работают четверо, а остальные якобы простужены и сидят дома, ну а вторую неделю отдыхает другая четверка.
Я потребовал больничные листы. Мне их предоставили, но я же понимаю, что люди меня обманывают. Самое неприятное - то, что я сам загнал их в такие рамки, но ведь и меня понять можно. Именно благодаря предложенному мной графику работы мы и пережили первые удары кризиса. Почему же тогда никто из моих подчиненных этого не ценит?
Максим Летицкий. Москва
"Отпустите с миром"
Вера Елисеева, независимый HR-специалист:
- Герой истории очень сильно ошибается. Максиму кажется, что он заботится о подчиненных, но на самом деле пребывает в заблуждении. Мне очень "понравились" слова о том, что нагрузка возросла в разы, а зарплата - всего чуть-чуть.
Раз люди на него работают, значит, согласны не отдыхать. Стоит помнить, что отпуск нужен не только для того, чтобы погреться на пляже, но и чтобы собраться с силами и работать лучше. То, что сотрудники стали подделывать, как ему кажется, больничные листы, является еще одним плохим показателем. Я уверена, что далеко не все больничные являются липовыми. Люди, которые постоянно находятся в состоянии аврала, заболевают чаще. А то, что Максим не доверяет своим работникам, не делает ему чести.
Лично я считаю, что кризис подходит к концу. Герой истории роет себе могилу. На рынке труда появляются вакансии, люди ищут себе хороших специалистов, и все может закончиться тем, что в его фирме некому будет работать - подчиненные найдут более комфортные места работы. А вот когда все разбегутся, он будет вынужден искать людей и предоставлять им нормальный ежегодный отпуск.
То, что он сам долгие годы работает в таком режиме, не является показателем. Немногие смогут постоянно продуктивно работать и при этом не падать от усталости. Ему стоит пересмотреть свое отношение к такому графику работы, пока не стало слишком поздно.
"Отпуск вредит всем"
Сергей Дубов, психолог и бизнес-тренер компании "Нанопром":
- Я полностью разделяю мнение героя истории. Многие сотрудники не понимают всего, что происходит в компании во время их отдыха. Например, если заложить отпуска на всех сотрудников, то придется расширять штат, что автоматически уменьшит их зарплату. А если штат не расширять и при этом экономить и увеличивать нагрузку, то графики отпусков будет просто невозможно составить. Сейчас, когда компания остается на плаву и имеет огромное количество заказов, сотрудникам нельзя уходить в отпуск. Оставшиеся работники могут и не справиться с обязанностями отдыхающих коллег, и тогда можно запросто лишиться и клиентов, и денег. Упустить одного заказчика - значит, потерять еще нескольких. А это неприемлемо.
Кроме этого, после запланированных отпусков, длящихся более двух-трех дней, человек отвыкает от налаженного трудового процесса, а на включение в работу уходит от недели до месяца. В условиях кризиса этого позволить нельзя.
Если руководитель компании отталкивается от того, что в его организации собрались только профессионалы, то потеря одного на неделю-другую влечет за собой масштабные последствия. Нужно работать по принципу: "У нас в компании каждый сотрудник незаменим". А при отсутствии одного работника автоматически снижается качество работы других. Держать многостаночников неэффективно.