Ровно в 10 утра вестибюль культурного центра Вооруженных сил наполнился военными. Многие из них были в штатском, но некоторые в форме. Среди последних - и курсанты последних курсов военных вузов, и лейтенанты, и капитаны, и майоры, и полковники.
На ярмарке вакансий для военных в основном были представители организаций и компаний, в которых навыки, полученные во время службы - дисциплинированность, умение организовать людей, знание документооборота, - будут очень кстати. Это, к примеру, Управление внутренних дел по Москве, криминальная милиция, служба судебных приставов, противопожарная служба.
Обучат и переучат
Вот в кресле у компьютера с тестом на профориентацию восседает майор сухопутных войск. Принтер уже печатает результаты его теста. Аккуратно наманикюренными пальчиками девушка-психолог берет бумажку. "Социальный работник", - ставит диагноз она. Уши майора начинают стремительно краснеть: он определенно не ожидал такого исхода.
Тем временем у стола уже собралась очередь. Все больше военных хотят пройти этот тест и узнать результаты. Они старательно заполняют анкеты, взятые со столов работодателей. Многие пришли на ярмарку вакансий с женами и детьми. Они живо обсуждают будущее трудоустройство и жалуются, что из-за кризиса найти работу не так просто.
Светлана Перунова, ведущий инспектор отдела проф-обучения Центра занятости Москвы, дает на ярмарке вакансий консультации по поводу профессионального обучения.
- В первую очередь мы рекомендуем встать на учет в центр занятости, потому что только зарегистрированный в службе занятости человек может бесплатно получить дополнительное образование, - рассказывает она.
- А какие курсы центры занятости могут предложить офицерам? - спрашиваю я.
- Если военный уже имеет серьезный опыт управления людьми, то мы можем отправить его на курсы менеджеров. А если это молодой офицер, то он может обучаться рабочим специальностям. Например, профессии слесаря, токаря, водителя или сварщика.
- Сколько длятся курсы?
- От двух до пяти месяцев. А потом выдается сертификат или диплом о переподготовке государственного образца.
Не оправдали надежд
Однако на ярмарке есть и те, кто настроен весьма скептично. "Да кому они помогут! Здесь работу не найти", - комментирует происходящее худощавый капитан ракетных войск стратегического назначения.
Я обращаюсь к молодому подполковнику сухопутных войск. Он признается: уже сократили, сейчас подыскивает себе работу.
- Чем бы вы хотели заниматься?
- Я не знаю. Я все умею.
- Как это все? На завод? В силовые структуры?
- Нет, нет! Не туда и не туда! Что это за работа такая? За станком стоять на заводе, а в милиции - вообще непонятно что. Может, в армию еще вернуться удастся. Все-таки около 30 тысяч рублей зарплата была:
"Большинство приходят на ярмарку вакансий без резюме", - сетует Генрих Орский, ведущий специалист управления персонала НИИ дальней радиосвязи. За первый день работы ярмарки только один посетитель принес резюме, остальные просто взяли визитки.
Конечно, среди военных есть и те, кто активно ищет работу. Но многие, кажется, не особо напрягаются. Словно ждут, что работодатели сами наперебой станут предлагать им работу. Но такого не будет: в условиях кризиса и так свободно слишком много рабочих рук и светлых голов, которые к тому же с опытом работы в коммерческом секторе.
Сократили - трудоустроим
"За час работы ярмарки к нам обратились около 50 человек", - говорят сотрудники кадровой службы группы компаний "АРКС". В основном в компанию требуются рабочие: строители, экскаваторщики, машинисты бульдозеров, слесари, электрики. "Мы готовы обучать новых сотрудников", - добавляют представители компании.
Еще один потенциальный работодатель - Домодедовский завод железобетонных изделий - тоже ищет рабочих. Зарплата при этом составляет около 15 тысяч рублей в месяц. На мои вопросы, почему так мало, сотрудницы отвечают, что во всем виноват кризис. Мол, из-за него зарплата и упала. Правда, насколько - не сказали.
Среди работодателей восседают и сотрудники в форме - представители Управления внутренних дел по Москве. Здесь круг рассматриваемых кандидатур ограничен: военнослужащие до 45 лет, звание - не выше майора. Для подполковников и полковников работы нет. Прапорщик или ефрейтор могут претендовать на должность милиционера и зарплату 21 тысяча рублей в месяц, а лейтенанты и капитаны - на должности инспекторов, оперуполномоченных уголовного розыска и зарплату 25 тысяч рублей в месяц.
"А меня уже сократили", - говорит Сергей, капитан войск противовоздушной обороны. Вместе с бывшими сослуживцами он пришел на ярмарку за работой. Военнослужащие уже прошли тест на профориентацию, побеседовали со всеми работодателями, а с некоторыми договорились о собеседовании непосредственно в компании. Несмотря на то что Сергей почти десять лет имел дело со сложной техникой, на завод он идти не хочет.
"Криминальная милиция. Вот это интересно!" - говорит он. И компания из бывших сослуживцев встает в очередь на беседу к специалисту из этой службы. Перед ними - еще порядка десяти человек.